Педагог-новатор

17.03.2010 11:39

Заболевания опорно-?двигательного аппарата на сегодняшний день — одни из самых популярных детских проблем. Наследственность, чрезмерные нагрузки или неправильное их распределение, несоблюдение режима труда и отдыха — далеко не полный перечень причин. К примеру, по статистике, диагноз «сколиоз» сегодня у 30-?40% учеников каждой российской школы. По некоторым данным, по Мордовии это почти 200 тысяч детей.

Патологии сердца, почек, печени, изменения в центральной нервной системе... Это еще не весь список заболеваний, которые вызывает сколиоз. С обывательской точки зрения он доставляет неудобства только в эстетическом плане. Но проблемы появляются позже. Нередко именно сколиоз делает из взрослого человека инвалида. Не менее безопасно плоскостопие. Порой родители не осознают его серьезность, так как со стороны оно поначалу не заметно или, на первый взгляд, не оказывает значительного негативного влияния. Однако это заблуждение может привести к печальным последствиям. Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы: почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени и тазобедренному суставу. Как результат — возникновение артрозов. Именно поэтому так активно медицинские работники настаивают на профилактике. Она позволяет избежать не только сколиоза и плоскостопия, но и массу других «болячек». На собственном примере это ярко подтвердили в саранском детском саду № 32. Благодаря действующей здесь специальной физкультурно-?оздоровительной программе заболеваемость местных воспитанников одна из самых низких среди дошкольных учреждений города.

«Немаловажная заслуга в этом принадлежит нашему воспитателю Кемаевой Татьяне, ? говорит старший воспитатель детского сада № 32 Римма Дыдыкина. ? В ее группе в течение последних лет практически нет пропусков по болезни. Татьяна Николаевна не случайно наставник наших молодых воспитателей. Она отлично знает свою работу, владеет методикой дошкольного образования и воспитания. В 2009 году заняла первое место в городском конкурсе на лучшую методическую разработку занятия с использованием современного физкультурного оборудования. А уже в этом году завоевала первое место в конкурсе «Самый спортивный детский сад Саранска» в номинации «Педагог-?новатор».

Однако несмотря ни на какие почести, в том числе звание «Ветеран труда» и знак «Почетного работника общего образования РФ», Татьяна Кемаева на лаврах не почивает. До сих пор обучается всему новому. Говорит, любая остановка — шаг назад. Хотя и сама сейчас уже спокойно может делиться опытом. Неоднократно проводила открытые занятия для старших воспитателей. Даже на городском методическом объединении для инструкторов по физической культуре давала мастер-?класс, кстати, единственная из всех воспитателей детских садов удостоилась такой возможности. Проблемой оптимизации двигательной деятельности и оздоровлением ребят она заинтересовалась давно. Началось все с изучения базовых принципов в Республиканском врачебно-?физкультурном диспансере, затем последовало бесконечное штудирование специализированной литературы, обучение навыкам у опытных саранских врачей. Так, мало?помалу сложился образ профессионального воспитателя?-универсала, который и педагогической практикой владеет на «отлично», и оздоровительные мероприятия проводит на «ура».

«Секретов нет. Для меня главная задача — сохранение и укрепление здоровья моих воспитанников,- ? делится Татьяна Кемаева. — Поэтому и показатели по нашему детскому саду одни из лучших в Саранске. Развиваем разные направления: дыхательную гимнастику, гимнастику после дневного сна, точечный и Су?Джок- массаж, фитотерапию, ароматерапию, аэро-ионотерапию, гимнастику-?стретчинг».

Значительный упор в физкультуре для дошколят Татьяна Николаевна делает именно на стретчинг. Говорит, что в итоге ощутимо активизируются различные системы организма (включая центральную нервную), восстанавливаются функции мышечной системы и опорно-?двигательного аппарата, также формируются навыки правильной осанки, мышечного корсета и сводов стоп. А это то, что так важно для профилактики. Работает по стретчингу она третий год. Уже сделала вывод, что полезен он практически во всех видах физических нагрузок: от хорошего разогрева мышц перед тренировками и до успокоения их после. Отмечает, что в этом виде гимнастики важно научить детей правильно дышать. Дыхание должно быть медленным, глубоким, ровным. Каждое упражнение начинается с вдоха и заканчивается выдохом. Делая упражнения на растяжку, начинать движения следует с небольшой амплитуды, увеличивая нагрузку на связки постепенно. Другими словами, это основной метод для достижения гибкости тела. Раньше стретчинг использовали в своих тренировках лишь профессиональные спортсмены, сегодня же он становится все более популярной самостоятельной разновидностью фитнеса для взрослых и включается в занятия для детей. Естественно, для ребят преподается он в игровом формате и в щадящем режиме. В разминку включаются упражнения, подготавливающие к основным занятиям. Проводятся они под музыку и состоят из трех частей: аэробной разминки, растяжки, подвижных игр или танцев.

«Поскольку врожденное плоскостопие до пяти лет выявить трудно, то врачи с профилактической целью даже настоятельно рекомендуют вкладывать ребятам в обувь ортопедические стельки. Но такое воздействие хотя и эффективно, все же статично. У нас идет воздействие через динамику, ? конкретизирует Татьяна Кемаева. ? А это, в свою очередь, действует как общее закаливание. От родителей слышим только слова благодарности. Вообще, мне везет на активных, доброжелательных родителей. В каждом выпуске среди них есть спортсмены. Это моя надежная опора. Мы должны заниматься не только с детьми, но и родителей приобщать к здоровому образу жизни. Только в сотрудничестве с семьей воспитатели могут добиться отличных результатов в образовании и оздоровлении дошкольников. Дети отличаются от нас, взрослых, тем, что постоянно ощущают в себе бесконечную энергию и используют в полной мере возможности своего тела, свободного и раскованного в движениях. Кроме того, предмет или событие, которые взрослому человеку кажутся самыми обыкновенными, в глазах ребенка могут стать чем-?то фантастическим. Дети с необычайной легкостью могут представить, что превратились, например, в чайную чашку или резвого котенка. Это и беру за основу в занятиях. Взрослый человек обычно принимает одну из трех основных поз: он стоит, сидит или лежит. Однако наше тело способно принимать сотни всевозможных поз, в чем можно убедиться, наблюдая за играющими детьми. У меня в арсенале множество образов, в которые я предлагаю перевоплощаться своим воспитанникам. А по результатам достигаю и основную цель — их оздоровление».

В.Новожеева.

Кстати

Упражнения Татьяна Николаевна рекомендует повторять и дома вместе с родителями и дает советы по их выполнению:

1. Поставить ноги шире плеч. Стопу ноги развернуть влево, отвести в сторону левую руку параллельно плечам и поднять вверх правую руку. Сделать глубокий вдох, при выдохе наклониться вперед и влево. Левой рукой скользить по ноге как можно ниже.

2. Поставить ноги на ширину плеч и отвести руки в стороны. Перенести вес тела на левую ногу и медленно наклоняться влево, при этом правую руку поднимать вертикально вверх. Сохранять принятое положение несколько секунд.

3. Лежа на животе сделать глубокий вдох и согнуть колени. Отвести руки назад и захватить ладонями стопы, одновременно делая выдох. Снова сделать вдох, отвести назад голову и грудь и оторвать колени от пола так, чтобы тело приняло форму лука. Сделать выдох и расслабиться.

4. Лежа на спине поднять ноги, затем таз, слегка завести ноги за голову. А теперь толчком поднять ноги вверх, поддерживая корпус руками.

5. Коснуться стопами пола за головой, держа ноги как можно прямее. Эта поза называется «плуг».

6. Лежа на животе упереться ладонями в пол. Сделать глубокий вдох и начинать поднимать голову и плечи. Отвести голову назад и на выдохе еще сильнее оттолкнуться руками от пола, отведя назад туловище, чтобы принять позу «кобры».

7. Лежа на спине согнуть ноги в коленях и подтянуть стопы как можно ближе к области таза. Затем положить ладони на пол за головой так, чтобы локти были направлены вперед и в стороны, оторваться от пола и постепенно выпрямлять руки до тех пор, пока не примете позу «краба».

Газета «Мордовия», № 11

РИА «Инфо-РМ»