Банки усиливают защиту счетов клиентов от кибермошенников

05.10.2018 12:38

По закону, который вступил в силу 26 сентября, кредитные организации должны приостанавливать операции по безналичным переводам и платежам, если возникнут подозрения, что к счету получили доступ злоумышленники. 
Право приостанавливать транзакции банки имели и раньше. Новый закон лишь закрепляет за ними обязанность рассматривать каждую операцию с позиций безопасности владельца счета и принимать меры, если та вызывает обоснованные подозрения. 
Приостановкой транзакций кредитные организации будут отвечать на нетипичное финансовое поведение клиента. Например, когда человек, который ежемесячно расходовал примерно равное количество средств, внезапно выводит со счета все накопленные деньги, или если одной и той же картой пытаются через короткий промежуток времени расплатиться в удаленных друг от друга местах. Кроме того, подозрительным может оказаться одновременное перечисление крупных сумм на несколько других карт.
Аналогично дело будет обстоять со счетами организаций: если деньги уходят множеству физлиц в другие регионы, а назначение платежей не до конца понятно, операции могут быть приостановлены. При этом закон утверждает для юридических лиц внесудебный порядок возврата похищенных киберпреступниками средств. Раньше получить их назад быстро и без участия судебных органов компании не могли.
Подозрительные транзакции не всегда будут однозначно свидетельствовать о мошеннических действиях. Поэтому банк должен в кратчайшие сроки связаться с клиентом, чтобы получить устное или письменное - по электронной почте - подтверждение правомерности операции. После этого она будет выполнена.
Возобновить транзакции банк обязан не позднее чем через два рабочих дня после приостановки, даже если в течение этого времени клиент не ответит на звонки и электронные письма. 
Закон не обязывает кредитные организации блокировать платежные карты граждан: конкретные механизмы защиты денег на счетах и критерии операций, ставящие под сомнение их правомерность, банки могут определить самостоятельно с учетом базовых рекомендаций Банка России. 
Чтобы временная приостановка безналичных расчетов из-за подозрительной операции не нарушила планы, гражданам рекомендуется заранее связаться с кредитной организацией и поставить ее в известность:
- о смене номера телефона или адреса электронной почты, которые были указаны в договоре с банком;
- о предстоящей поездке за границу;
- о запланированной покупке, стоимость которой существенно превышает объем ваших повседневных расходов. 
При этом граждан предупреждают: специалисты банка, связавшиеся с вами для подтверждения операции, не должны интересоваться данными вашей платежной карты: сроком ее действия, ПИН/CVV/CVC-кодами, а также приходящими в смс-сообщениях разовыми паролями. Эта информация может понадобиться только мошенникам для доступа к вашему счету.

«Вечерний Саранск»