Наварили на «обнале» десятки миллионов рублей

04.10.2018 10:53

Ленинский районный суд Саранска вынес приговор по громкому уголовному делу об «обналичке» саранскими коммерсантами десятков миллионов рублей. Незаконным бизнесом занималась целая бригада деятелей. По информации правоохранителей, в нее входили 8 человек, и одним из идейных вдохновителей этого предприятия являлся 44-летний житель Саранска Виталий Базалей. Мужчина обвинялся сразу в нескольких преступлениях денежной направленности. Дело Базалея было выделено в отдельное производство. Еще перед началом процесса Виталий полностью признал вину и заключил досудебное соглашение со следствием.

Незаконным обналичиванием денег в интересах заказчиков Базалей вместе с подельниками занимался с сентября 2015-го по ноябрь 2016 года. Эти операции были весьма доходными, финансовые деятели заработали на этом больше двух десятков миллионов рублей. Чтобы оценить размах незаконного бизнеса, достаточно привести одну цифру - товарищи образовали через подставных лиц сразу 26 организаций.

По заказу различных фирм, в том числе из Казани, они превращали условные цифры на счетах в хорошо осязаемые пачки банкнот. А за свои услуги взимали комиссию в размере 4 процентов от каждой банковской транзакции. Во время задержания правоохранители Мордовии заявили, что по предварительным подсчетам в теневой сектор экономики «обнальщиками» выведено более 350 миллионов рублей!

В рамках расследования уголовного дела проводились десятки обысков, были изъяты сотни печатей фирм-однодневок, банковские карты, компьютеры, мобильные телефоны, маски с прорезями для глаз, электрошокеры, травматическое оружие.

На предварительном следствии один из доморощенных финансовых «фокусников» рассказал, как они манипулировали гигантскими суммами. По словам 26-летнего Алексея Трофимова (фамилия изменена), с октября 2013-го по февраль 2016 года он работал в одном известном банке - сначала менеджером, а потом операционным руководителем группы структурных подразделений. Во время работы в финансовом учреждении он познакомился с Антоном Хасановым, который трудился сначала таким же менеджером, а потом продвинулся до руководителя дополнительного офиса. Парни поддерживали дружеские отношения, вместе посещали развлекательные заведения, ходили друг к другу на дни рождения.

«В декабре 2015 года Хасанов находился на больничном, но я узнал, что он в это время выполнял задание для Виталия Базалея, который являлся руководителем фирмы «Люкслюменлэд», - рассказал Алексей Трофимов. - Хасанов снимал для Базалея наличные с банковских карт, оформленных на подставных людей. Еще он доставлял деньги и документы заказчикам «обналички». В феврале 2016 года Антон Хасанов официально устроился к Базалею на работу, но не в «Люкслюменлэд», а в фирму «Катрина». Фактически Хасанов руководил этой организацией, хотя по документам не являлся директором.

В январе Антон предложил мне место директора по развитию бизнеса в «Люкслюменлэде». Сказал, что я должен буду развивать рынок сбыта световой продукции французской фирмы, а также заниматься «обналичкой» - снимать деньги с банковских карт, оформленных на левых людей, и передавать наличность заказчикам. За эту работу мне была обещана зарплата в 50 тысяч рублей. В банке я получал почти 30 тысяч рублей, и при этом у руководства ко мне были завышенные требования по выполнению плана».

Парень уволился из банка и устроился на работу в компанию «Люкслюменлэд». По словам Трофимова, помимо Хасанова в фирме на Виталия Базалея работали еще три человека - его помощник и две женщины, секретарь и бухгалтер. Со временем объем операций по «обналичке» сильно вырос, бухгалтеру было трудно справляться с работой, и Базалей принял ей в помощь свою знакомую.  
«В фирме мне отводилась роль инкассатора: я снимал наличные с левых банковских карт, доставлял деньги заказчикам, а также возил директоров фирм-однодневок открывать расчётные счета в банках, - рассказывал Алексей Трофимов. - Бухгалтер перечисляла деньги на расчетные счета подконтрольных фирм-однодневок и левые банковские карты, вела учет незаконных банковских операций, учитывала размер комиссий, которые клиенты платили за «обналичку», вела расходы и доходы нашей группы. Сначала я не понимал, какие операции проводит «Люкслюменлэд», но через месяц - два осознал, что фирма занимается прямым «обналом» денег.

Схема «обналички» была такой: заказчик перечислял на расчетный счет фирмы-однодневки деньги, которые в дальнейшем переводились на счета других фирм-однодневок. Основания были различными, главное было «размыть» средства, чтобы создать видимость легальной коммерческой деятельности. После того как деньги накапливались на счетах конечных фирм-однодневок, они переводились на банковские карты, оформленные на подставных людей, а затем наличные снимались в банкоматах. Наличные за минусом вознаграждения за услугу возвращались заказчику. По желанию клиентов им же передавались фиктивные документы (договоры, счета-фактуры, накладные и т.д.), имитирующие реальную финансово-хозяйственную деятельность. Фактически оказывались банковские услуги по обслуживанию расчетного счета, переводу, инкассации и выдаче денег. За время работы в фирме я занимался именно обналичиванием денег, а про обязанности развивать рынки сбыта для французской компании больше никто не вспоминал».
При этом основным поставщиком клиентов был житель Казани, периодически приезжавший в Саранск. По признанию Алексея Трофимова, казанец - человек очень богатый, владеет респектабельной квартирой рядом с Казанским Кремлем, дачей в элитном поселке столицы Татарстана. Но главное - обладает большими связями в криминальном мире. Этот человек находил клиентов, желающих обналичить деньги, вел с ними переговоры, передавал заказчикам обналиченные деньги. Казанцу деньги переводили через систему «Колибри». Кроме того, два-три раза в месяц Трофимов сам ездил в Казань для передачи крупных сумм наличности. Их размер составлял от 1 до 5 миллионов рублей. Деньги влиятельному партнеру из Татарстана передавались всегда около его дома.
Отметим, что основоположник «обнального» бизнеса Виталий Базалей ранее уже привлекался к уголовной ответственности. В марте 2016 года Пролетарский районный суд осудил его за уклонение от уплаты налогов с организации в крупном размере. Однако от наказания он был освобожден в связи с амнистией к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. На момент рассмотрения нового уголовного дела Базалей считался юридически несудимым.

В прениях государственный обвинитель отметил, что Виталий Базалей активно способствовал раскрытию преступления и при этом просил суд приговорить его к 3 годам лишения свободы. Сам Виталий заявил, что раскаивается в преступлении, и просил не лишать его свободы. Фемида оказалась благосклонна к Базалею. Суд приговорил его к 4 годам условно с испытательным сроком на 4 года со штрафом в 300 тысяч рублей. Кроме того, суд учел Базалею в срок отбытия наказания нахождение под домашним арестом - он пробыл в домашнем «заточении» почти год с ноября 2016-го по ноябрь 2017 года.

«Вечерний Саранск»