«С тебя причитается»

27.09.2018 14:26

21 сентября Рузаевский суд вынес приговор 27-летнему Вячеславу Пичкаеву. Бывший уголовник обвинялся в смертельном избиении 17-летнего учащегося рузаевского ПТУ № 26 Александра Кулькова (фамилия несовершеннолетнего изменена). Следствие считает, что именно Пичкаев нанес юноше смертельные травмы за старый должок.

На последнее заседание по делу пришли в основном родственники и друзья обвиняемого. Супруга Вячеслава пришла в зал с маленьким ребенком и сразу же заявила: «Не снимайте меня!». Женщина устроилась на скамейке недалеко от клетки, где находится подсудимый. Конвой немного запаздывал, и Пичкаева завели в зал не сразу. Пристав тем временем сделал супруге подсудимого замечание: «С ребенком в зале находиться нельзя». «Позвольте мне и сыну в последний раз повидаться с мужем и отцом, я хочу сесть поближе к Вячеславу». «Не положено!» - отвечал пристав. «Человеческого понимания здесь не увидишь!» - воскликнула женщина. Пока судья не вошел в зал, она все-таки дождалась, когда мужа заведут в клетку для подсудимых, подняла сына на руки, чтобы показать папу. Видимо, даже жена Пичкаева понимала, что в следующий раз ребенок увидит отца лет через десять. Именно столько - 10 лет и 6 месяцев неволи и 1 год ограничения свободы - требовала назначить в прениях гособвинитель, помощник прокурора Рузаевского района Дарья Русяева.

Забил за должок
Криминальная история, из-за которой Вячеслав Пичкаев оказался на скамье подсудимых, произошла на Пасху 8 апреля этого года в селе Татарская Пишля в доме на улице Заречной. Местный житель Николай Зюбин пригласил в гости своих приятелей Митрофанова и Вергазова, чтобы отметить праздник. По пути парни встретили Александра Кулькова и взяли его с собой. По словам матери парня, в тот день он предупредил, что идет с друзьями на пикник. Родительница даже дала сыну 250 рублей, но просила не пить. Однако на встрече приятелей не обошлось без спиртного, гости захватили с собой три бутылки водки и две «полторашки» пива, на закуску пошли крашеные яйца. Через какое-то время хозяину дома позвонил его знакомый Вячеслав Пичкаев, узнал о застолье и попросил разрешения приехать. Зюбин возражать не стал.

Пичкаев зашел в дом, увидел Кулькова и заявил: «Вот ты мне и попался». Старший товарищ вспомнил, что когда-то заступился за парня, и предупредил: «С тебя причитается». Однако юноша так и не проставился своему заступнику. Пичкаев напомнил молодому товарищу про «должок». Из-за этого между Александром и Вячеславом произошла ссора. Пичкаев вызвал Кулькова для беседы во двор. Надо сказать, что взять верх в конфликте с почти двухметровым и широкоплечим Пичкаевым у худощавого и невысокого Кулькова не было ни единого шанса. Правоохранители считают, что Вячеслав жестоко избил юношу. Сам Пичкаев заявил, что дал оппоненту только два подзатыльника и один пинок в воспитательных целях. «Зачем? Затем, чтобы не продавал больше наркоту! - говорил на аресте Пичкаев. - До смерти я его не забивал, это сделал кто-то другой. Когда я уходил из дома, он был еще жив». Известно, что Александр Кульков употреблял наркотики и состоял на учете в отделе по делам несовершеннолетних.

Вынесли труп из дома к дороге
Зюбин с приятелями рассказали в суде, что после применения «воспитательных» мер Пичкаев зашел в дом, а Кулькову стало плохо. Товарищам пришлось занести его в дом и положить на диван. Собутыльники продолжили застолье, а потом отправились в Рузаевку. Когда Зюбин с компанией вернулись домой, они увидели, что Кулькову становится все хуже. К 23 часам юноша перестал подавать признаки жизни.

Хозяин дома уверяет, что несколько раз звонил в «скорую», но то не было связи, то диспетчер бросала трубку. Зюбин дозвонился до медиков только с третьего раза, после этого приятели взяли Александра, вытащили его из дома и отнесли к дороге. Парни уверяли, что сделали это для того, чтобы было удобнее медикам - дескать, к дому Зюбина нельзя было проехать из-за половодья. Однако руководитель следственного отдела по городу Рузаевка СКР по РМ Олег Волков в беседе с корр. «ВС» сразу после преступления высказал весьма правдоподобную версию, что товарищи вытащили труп из дома и положили у дороги для возможной инсценировки смерти парня от ДТП.

Но эксперты сразу сделали вывод, что смерть юноши наступила от черепно-мозговой травмы. Повреждения были не характерны для ранений при дорожно-транспортных происшествиях. Оперативники уголовного розыска быстро разобрались в ситуации, и вскоре подозреваемый был задержан. Им оказался безработный Вячеслав Пичкаев, ранее судимый за изнасилование и грабеж. Было возбуждено уголовное дело по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего».

«Наказывать нужно всех участников расправы»
В суде мать погибшего Александра Кулькова рассказала, что в тот день часто звонила сыну и интересовалась, как у него дела. Александр был весел и отвечал, что у него все хорошо и он вернется домой к 9 вечера. Но затем перестал отвечать на звонки. Среди ночи в дверь родительницы постучали полицейские и сообщили, что сына больше нет в живых.
Перед приговором журналист «ВС» поинтересовался у женщины, какого, по ее мнению, наказания заслуживает Пичкаев?
- Надеюсь, суд накажет его по справедливости.
- Верите ли вы в то, что Пичкаев избивал Сашу не один?
- Да, я в это верю. Считаю, что сына избивал не только Пичкаев, но и другие. Наказывать нужно всех участников расправы.
 «Видел, как Зюбин наносил удары Кулькову»
- Пичкаев, на прошлом судебном заседании вы выразили желание выступить в прениях. Пожалуйста, - дает слово подсудимому председательствующий.
- Мы выслушали свидетельские показания со стороны как обвинения, так и защиты, - зачитывает подготовленную адвокатом речь Вячеслав. - Некоторые показания основаны на догадках и предположениях. В связи с этим прошу удовлетворить поданные мной и стороной защиты ходатайства для уточнения достоверных фактов этого уголовного дела и точного времени ухудшения состояния потерпевшего. Также необходимо уточнить время оказания медицинской помощи Кулькову. Хотелось бы, чтобы суд установил суть произошедшего и вынес справедливый и обоснованный приговор.

Прошу суд обратить внимание на неполноту следствия. Оставлена без внимания травма на руке свидетеля Зюбина. Для дачи показаний свидетелей следователь ждал экспертизы, чтобы подогнать эти показания. Это непосредственно указывает на предвзятость следствия. У меня все!

- Суд предоставляет вам последнее слово.
- Уважаемый суд! Меня обвиняют в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть потерпевшего. С обвинением не согласен! - зачитывает уже другую бумагу Пичкаев. - Считаю, что оно не может основываться только на показаниях свидетелей и экспертизах. Изначально данные мною показания должны были указать следствию направление расследования этого уголовного дела. На мой взгляд, следствие не проведено в полном объеме. Суд, возможно, не учтет всех фактов и вынесет обвинительный приговор. Хотя, основательно расследовав это уголовное дело, мы увидим другую картину по причинению телесных повреждений Кулькову.

Когда я изначально давал показания по делу, то надеялся на справедливое следствие, но не увидел этого. Тогда мне пришлось воспользоваться своим конституционным правом и отказаться от дачи показаний. За неполноту и односторонность следствия говорят многие факты уголовного дела. Так, 9 апреля этого года около 9 часов утра я просил сотрудников полиции и следователя обратить внимание на припухлость правой руки и свежую царапину между пальцами свидетеля Зюбина. Однако на это никто не отреагировал. Следствием оставлены без внимания показания, в которых я показывал, что именно Зюбин наносил удары Кулькову. Зюбин не был отправлен на судебно-медицинскую экспертизу, тем самым следователь показал свою предвзятость. Осознавая последствия своего бездействия, он всё-таки провел эту экспертизу, но слишком поздно - 25 апреля. Была упущена реальная возможность для выяснения правды.

Прошу суд обратить внимание, что свидетелей доставили в отдел до 9 часов 9 апреля, а показания с них взяли после 12 часов, то есть после вскрытия трупа. К тому времени следователь уже знал суть произошедшего, а потому подогнал все показания свидетелей под экспертизу. Мои же показания были оставлены без внимания. В них я говорил, что Кулькова избивал Зюбин.

После того как мы разошлись, Зюбин в телефонном разговоре с Горбачевым рассказал, что Кулькову стало плохо. Я обращался с ходатайством о биллинге сотовой связи, чтобы подтвердить это, однако суд отклонил ходатайство. Зюбин осознавал свою причастность к избиению Кулькова и предпринял ряд действий - он отмыл от крови свое жилище и тем самым уничтожил следы преступления. Именно по просьбе Зюбина тело Кулькова вынесли на улицу. Зюбин отправил Митрофанова и Вергазова домой для того, чтобы они вызвали «скорую помощь». Зюбин сказал, что нашел тело Кулькова на улице. Все его действия были направлены на то, чтобы скрыть следы преступления, а не на то, чтобы спасти жизнь Кулькову. Если бы он сразу позвонил в «скорую», то Александр, возможно, остался бы жив. Специалисты-медики, выступившие в суде, заявили, что прибыли бы на место в течение 10 минут. Врачам хватило бы времени, чтобы спасти Кулькова.
Я до сих пор утверждаю, что лично видел, как Зюбин рукой наносил удары Кулькову. Прошу суд более детально проверить этот факт и отправить уголовное дело на доследование с удовлетворением всех моих ходатайств.  

Уважаемый суд, я никоим образом не пытаюсь воздействовать на вас с целью смягчить приговор. Прошу лишь судить без ненависти, сообразуясь лишь с вашей порядочностью, совестью и честью.

Суд посовещался и огласил приговор Вячеславу Пичкаеву - 10 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Приговор суда в законную силу не вступил.

Алексей Николаев

«Вечерний Саранск»