«Мне жаль матерей погибших»
06.09.2018 11:42
Обвиняемый в расстреле трех человек выступил с последним словом
На минувшей неделе в Саранске фактически завершился судебный процесс по делу о массовом расстреле в ресторане «У Лукоморья», совершенном теперь уже в далеком октябре 1995 года. Обвиняемый в убийстве трех человек и покушении на убийство еще трех жителей Саранска Илья Волков произнес последнее слово. Вины в инкриминируемом ему преступлении мужчина не признал, но заявил, что ему очень жаль матерей погибших молодых людей. Почему потерпевшие не поверили Волкову - объясняет корреспондент «ВС».
Деньги, женщина или машина?
Даже по меркам лихих 90-х ночная стрельба в саранском ресторане «У Лукоморья», произошедшая в ночь с 23 на 24 октября 1995 года, стоит особняком. В результате копеечного конфликта за несколько секунд смертельные ранения получили три молодых человека: Сергей Панькин, Игорь Сизов и Андрей Усков. Еще три человека - Сергей Ежов, Юрий Климов и Игорь Селиверстов - получили тяжелейшие ранения, но остались живы. Точные причины конфликта до сих пор остаются невыясненными. Участники тех событий высказывают разные версии. По одной из них, скандал, закончившийся массовым убийством, произошел из-за женщины, по другой - из-за машины, по третьей - из-за денег. Доподлинно установлено только то, что огонь из пистолета иностранного производства с глушителем открыл житель Самарской области Илья Волков. Первым пулю в плечо получил Сергей Ежов. От полученного ранения мужчина упал и потерял сознание. После этого Волков выстрелил в Игоря Сизова. Пуля попала ему в грудь, серьезно повредила внутренние органы и прошла навылет. По всей видимости, вид падающих после выстрелов оппонентов только раззадорил Волкова. Третьим под смертельный огонь попал Андрей Усков. Ему Волков выстрелил с близкого расстояния прямо в голову. Персонал заведения, услышав негромкие хлопки, попрятался по щелям. Так что никаких препятствий для продолжения стрельбы у Волкова не было. В тамбуре возле запасного выхода он обнаружил Сергея Панькина. И застрелил его. После этого он вышел в фойе и выстрелил в находившегося там Юрия Климова. Пуля попала молодому человеку в плечо. Быстро сориентировавшись, пострадавший попытался скрыться. На его счастье, в обойме у Волкова закончились патроны, и ему пришлось потратить несколько секунд на смену магазина в пистолете. Тем не менее он успел произвести еще один выстрел в Климова. Вторая пуля угодила мужчине в шею и вышла через челюсть. Несмотря на это, Юрий смог выбежать на улицу и скрыться. Волков же снова вернулся в зал. В туалете он нашел еще одного живого противника. Им оказался Игорь Селиверстов. Ему Волков выстрелил в живот. Раненый смог забежать в разделочную и схорониться там. Стрелок тем временем осознал, что пора уходить, иначе его могут задержать. Волков спрятал пистолет и покинул место расправы.
Первоначально из шести пострадавших в этой истории в живых остались четверо. Сергей Панькин и Игорь Сизов умерли на месте происшествия. А Ежов, Климов, Селиверстов и Усков были госпитализированы. Из четверых выживших в самом тяжелом состоянии находился Андрей Усков. Пуля, выпущенная Волковым с двух метров, застряла у молодого человека в голове. В течение десяти дней врачи Республиканской больницы боролись за жизнь пострадавшего. Дважды ему делали трепанацию черепа. Но ранение оказалось слишком серьезным. Спустя десять дней организм молодого человека сдался, Андрей Усков скончался. Таким образом, список жертв ночной стрельбы пополнился третьей фамилией. Остальные участники происшествия хоть и потратили довольно много времени на восстановление, все же остались живы. Волков же, поняв, что его обязательно будут искать, скрылся из Мордовии. По имеющейся информации, в Пензенской области он избавился от пистолета. Орудия убийства так и не нашли.
Таким был Илья Волков в середине 90-х годов прошлого века
«Врачи сказали, что стрелял профессионал»
Только по прошествии многих лет выяснилось, что конфликт между двумя группами молодых людей возник спонтанно. Ранее участники тех событий не пересекались.
- 24 октября у моего сына был день рождения, - вспоминает мать Андрея Ускова Любовь Александровна. - Накануне он позвонил мне и спросил: «Ты готовишься, ведь завтра у тебя сыночек родится?!». Я сказала, что заказала ему на праздник шикарный торт. А он сказал мне, что сегодня пойдет в баню с друзьями, попьет пивка, а завтра отметит праздник в семейном кругу. Вот я как знала, что не нужно отмечать день рождения раньше времени! Знаете, я всегда не могла уснуть, пока сын не придет домой, но в ту ночь я спала очень спокойно. В два часа ночи меня разбудил телефонный звонок. Звонили из больницы, просили приехать…
Как выяснилось позже, в ту ночь Андрей Усков с друзьями вполне благополучно попил пива в бане. Молодые люди уже выходили из заведения, когда к ним подошли мужчина и девушка и попросили о помощи. Они сказали, что не местные, и попросили помочь найти друга, который потерялся в бане. Жители Саранска любезно откликнулись на просьбу о помощи, и вскоре потерявшийся друг был найден. В благодарность гости Саранска предложили новым знакомым продолжить вечер в ресторане. Поначалу Андрей Усков с друзьями отказались, мотивировав это тем, что у них просто нет средств на поход в увеселительное заведение. Но гости сказали, что банкет будет за их счет. Какое-то время общение жителей и гостей Саранска протекало вполне пристойно. Но после употребления спиртного у молодых людей возникли разногласия. Что именно послужило их причиной - неизвестно. Некоторые участники событий утверждали, проблемы начались из-за женщины. Другие говорили, что Игорь Сизов якобы собирался отнять у Ильи Волкова машину. В ходе судебного разбирательства появилась и третья версия. Согласно ей, Илье Волкову не понравилось, что новые знакомые выпивают на халяву. И он потребовал, чтобы они сами оплачивали свой заказ в ресторане. А когда молодые люди отказались, мотивируя это тем, что заранее предупреждали об отсутствии средств, Волков начал стрелять. В принципе любая из этих версий с равной вероятностью может оказаться правдой. Но вряд ли пьяный конфликт из-за девушки, машины или стоимости заказа можно назвать достаточным основанием для убийства трех человек. Кроме этого, высказывалась версия о том, что погибшие являлись активными участниками одной из саранских преступных группировок. Однако родственники категорически отвергли это предположение.
- Знаете, это было очень тяжелое время, - говорит мать Андрея Ускова Любовь Александровна. - Мой сын зарабатывал тем, что возил колбасу и сосиски по торговым точкам. А потом и с этой работы его сократили. Но бандитом он никогда не был. Это уже на суде Волков, наверное по совету своего адвоката, начал говорить, что наши дети были еникеевскими бандитами. Мы тогда даже фамилии такой не знали. Только потом нам объяснили, что Еникеев был преподавателем в университете. И его там убили. Когда на Пасху мы с сыном ходили на кладбище, он никогда не подходил к могилам бандитов. У него просто не было таких друзей. Знаете, я тогда десять дней просидела в реанимации. Врачи говорили, что, если он проживет десять дней, кризис пойдет на спад. Он их прожил. На десятый день я вышла из больницы, немного успокоившись. Но в тот же день мой сын умер. Сейчас мне кажется, что врачи с самого начала знали, что спасти жизнь Андрею не удастся. Ранение было слишком тяжелым. Врачи сказали мне тогда, что стрелял настоящий профессионал. Понимаете, он расстреливал наших детей одного за другим! Хотел именно убить!
«Сейчас мы хотим только одного: чтобы суд быстрее закончился, - говорят матери расстрелянных молодых людей.
- Если честно, мы опасаемся, что его вообще не посадят».
«Не думала, что он жив!»
Несмотря на дерзость, с которой было совершено это ужасное преступление, задержать стрелявшего по горячим следам саранским стражам порядка тогда не удалось. Илья Волков успешно покинул Мордовию и вернулся в Тольятти. Там он некоторое время жил под своей фамилией, успел обзавестись семьей, но всегда опасался, что рано или поздно за ним придут. Опасения эти были не напрасными. Личность стрелявшего оперативники установили достаточно быстро. Вот только сам он исчез. В скором времени Волков был объявлен сначала в федеральный, а затем и в международный розыск. Но в течение двадцати двух лет результатов не было. Как выяснилось позже, во многом этому обстоятельству способствовал тот факт, что Илья Волков перебрался в тихий уральский город Златоуст. Там ему удалось обзавестись поддельным паспортом на фамилию Михайлов и даже открыть небольшой бизнес. К чести мордовских правоохранителей, они не забыли об убийстве, совершенном двадцать два года назад. Некоторое время назад у оперативников появились сведения, что подозреваемый в стрельбе в ресторане «У Лукоморья» скрывается на Южном Урале. Розыскникам пришлось выехать в командировку. При помощи коллег из уголовного розыска Челябинской области Илья Волков был задержан. При обыске в его жилище оперативники обнаружили обрез, газовый и травматический пистолеты, ружье и почти сотню патронов. Кстати, сам Волков-Михайлов поначалу предполагал, что задерживают его именно за незаконное хранение оружия. Но когда полицейские напомнили ему о саранской стрельбе, мужчина сразу попросил бумагу и написал явку с повинной.
Для родных Сергея Панькина, Игоря Сизова и Андрея Ускова новость о задержании предполагаемого убийцы стала настоящим шоком. Не то чтобы они совсем не верили в правосудие, просто слишком много времени прошло с тех пор.
- Нет, боль от потери сына за эти двадцать с лишним лет нисколько не утихла, - признается мать Андрея Ускова. - Все эти годы я жила только ради своей внучки. Просто не думала, что убийца моего сына жив. Ведь он бандит, а тех бандитов из 90-х сейчас практически нет в живых. Но когда мы узнали, что его задержали, как будто заново пережили весь этот кошмар. Сейчас, когда я смотрю на мужчин, которым уже за сорок, я все время думаю, что и мой сын мог бы быть таким. Сейчас у него уже появились бы морщинки…
«Фарс длится уже восемь месяцев!»
Судебный процесс по делу о стрельбе в ресторане «У Лукоморья» начался в Саранске в январе этого года. И это судебное разбирательство оказалось настоящим испытанием для родных и близких погибших. В самом начале судебного процесса Илья Волков заявил, что вообще не имеет никакого отношения к убийству Сергея Панькина, Игоря Сизова и Андрея Ускова. Что же до явки с повинной, которую он написал сразу после задержания, то Волков заявил, что сделал это под давлением.
- Пока шел процесс, он несколько раз менял показания, - говорит мать Андрея Ускова Любовь Александровна. - На одном из заседаний он говорил, что его действия были ничем иным, как самообороной. Потом говорил, что вообще ни в кого не стрелял и что наших детей убил другой человек. А затем и вовсе заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с истечением срока давности. Но когда ему объяснили, что уголовное преследование за истечением срока давности может быть прекращено только в том случае, если обвиняемый признается в содеянном, он отозвал свое ходатайство. И вот весь этот фарс длится уже восемь месяцев! Думаю, ему адвокат это все советует. Сейчас мы хотим только одного, чтобы суд быстрее закончился. Если честно, мы опасаемся, что его вообще не посадят. Прокурор запросил для него двадцать два года колонии. Но думаю, столько ему не дадут. Но есть ведь еще высший суд. Этот Волков с самого начала повел себя неправильно. Конечно, мы своих сыновей уже никогда не вернем. Но ведь он же мог хотя бы прощения у нас попросить. Искренне. Попытаться как-то нам помочь. Вместо этого он постоянно дерзил нам. На одном из заседаний я не смогла сдержаться и произнесла слово «гад». Так он на меня так посмотрел, а потом говорит: «Зачем вы меня оскорбляете?!».
«Жалко матерей!»
И вот этот день наступил. 31 августа состоялось последнее перед оглашением приговора заседание суда. Из потерпевших на него пришли только матери Андрея Ускова и Игоря Сизова. Илью Волкова все это время поддерживают племянница и еще один родственник.
Конвой вводит обвиняемого в зал, снимает наручники, сажает в клетку. Он выглядит спокойным. Но когда судья предоставляет ему право обратиться к участникам процесса с последним словом, становится ясно, что он сильно нервничает. Волков начинает со своей биографии, рассказывает, как учился, как ехал поступать в институт в Тольятти, как не поступил. Как пошел потом учиться в училище…
- …Эти события нарушили всю мою дальнейшую жизнь, - произносит Илья Волков. - Я, в общем-то, не скрывался. Когда в 1996 году вернулся в Тольятти, я продолжал жить и работать под своей фамилией. До 2001 года я находился в Тольятти. Ни от кого не прятался.
Что касается судебного следствия, я не знаю, почему меня обвиняют по этой статье. На судебном следствии было видно, что потерпевшие и свидетели меня не узнают. Мне жаль матерей погибших. Для них их дети самые лучшие. Для любой матери ее дитя самое лучшее. Надеюсь, что суд рассмотрит все обстоятельства, надеюсь на справедливое решение!
- Что же ты не рассказал, как ты стал Михайловым?! - практически в один голос произносят матери Андрея Ускова и Игоря Сизова.
Оглашение приговора Илье Волкову назначено на 6 сентября.
Алексей Константинов
«Вечерний Саранск»