Смертельная оплошность

30.08.2018 11:57

Суд освободил от уголовной ответственности врача, по вине которого погиб пациент

Сенсационное решение вынес на минувшей неделе Торбеевский районный суд республики. Заведующий хирургическим отделением местной больницы 70-летний Владимир Сараев, обвинявшийся в причинении смерти по неосторожности многодетному жителю Атюрьева Петру Надину, был освобожден от ответственности в связи с истечением сроков давности. Своей вины в инкриминируемом ему преступлении доктор медицинских наук так и не признал. Историю громкого дела, закончившегося ничем, изучил корреспондент «ВС».

Не счел необходимым
39-летний житель Атюрьева Петр Надин обратился в Торбеевскую районную больницу 28 июня 2016 года. Мужчину несколько дней мучили боли в животе, но он надеялся, что они все же пройдут. Когда терпеть стало совсем невмоготу, родственники Петра Надина вызвали «скорую». Первоначальный осмотр больного проводил заведующий хирургическим отделением Владимир Сараев. Доктор медицинских наук, имеющий сорокалетний стаж работы хирургом, поставил мужчине диагноз «острый панкреатит». В тот же день больному было назначено ультразвуковое исследование. Оно выявило признаки острой кишечной непроходимости. Однако рентгенографическое обследование, которое могло бы показать более точную картину течения болезни, Владимир Сараев назначать не стал. По всей видимости, врач понадеялся на свой опыт. Уже на следующий день состояние Петра Надина резко ухудшилось, а лечащего врача на месте не было. Дежуривший хирург взял на себя смелость назначить рентгенографию, которая показала, что в кишечнике у больного образовалась спайка. Еще через день у Петра Надина началась рвота с кровью. Пришедший на работу Владимир Сараев распорядился срочно готовить пациента к операции. Она прошла успешно, но, как было установлено позже, врач упустил слишком много времени. Даже несмотря на успешное хирургическое вмешательство, организм больного не справился с последствиями образовавшейся кишечной спайки. Два последующих дня Петр Надин провел в реанимации. Мужчину подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. Но это не помогло. 2 июля 2016 года он скончался, не приходя в сознание. Накануне ему исполнилось сорок лет.

Заставили оплатить бесплатные лекарства
Родственники Петра Надина с самого начала имели претензии к больнице в целом, и к действиям хирурга Владимира Сараева в частности. Лечебное учреждение имеет среди местных жителей не самую добрую репутацию. Люди постоянно жалуются на отсутствие необходимых препаратов и наплевательское отношение со стороны медицинского персонала. Однако с официальным заявлением в Следственный комитет близкие Петра Надина обратились лишь в сентябре 2017 года. После соответствующей проверки в отношении Владимира Сараева было возбуждено уголовное дело по 109-й статье УК РФ «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей». Следствие по делу затянулось на девять месяцев. Как поясняют в СКР, такие сроки были обусловлены тем, что в ходе предварительного расследования были назначены две экспертизы - первоначальная и дополнительная. И в том и в другом случаях эксперты пришли к выводу, что причиной смерти Петра Надина стало некачественное оказание медицинской помощи. Аналогичные выводы сделали и комиссии Минздрава и Росздравнадзора. Впрочем, несмотря на заключения экспертов и выводы коллег из надзирающих органов, Владимир Сараев своей вины в смерти пациента так и не признал. От официальных показаний на предварительном следствии он отказался, сославшись на конституционное право. Однако в частных беседах со следователем все же обозначил свою позицию. Со слов медика выходило, что даже вовремя назначенное рентгенографическое исследование в данном случае не помогло бы. К слову, в ходе расследования уголовного дела выяснилось, что родственников Петра Надина вынудили оплатить медицинские препараты, необходимые для его лечения, хотя эти лекарства вообще-то входят в перечень бесплатных.

Свободен, но не реабилитирован
Судебный процесс по делу Владимира Сараева обещал быть очень громким. До случая с Петром Надиным у хирурга была безупречная репутация. За время работы в больнице он провел не одну тысячу операций. Специализировался в основном на заболеваниях брюшной полости. Поговаривали, что мордовскому доктору неоднократно предлагали перейти на работу в крупнейшие медицинские центры страны. Но Владимир Сараев все время отказывался от этих предложений, не хотел уезжать из родного Торбеева. Коллеги отзываются о нем исключительно с положительной стороны, многие считают его своим учителем.

Что же касается родственников Петра Надина и общественности, они ожидали, что хирург все же признает свою вину. С учетом собранных по делу доказательств и заключений экспертов ожидания эти были вполне обоснованны. Однако сбыться им было не суждено. Своей вины в произошедшем Владимир Сараев так и не признал. А суд и вовсе освободил его от ответственности в связи с истечением срока давности. Дело в том, что 109-я статья УК РФ не считается тяжкой. Срок давности по ней составляет всего два года. И на момент окончания судебного разбирательства они уже истекли. Отметим, что эта формулировка не является реабилитирующим основанием. Но для родных и близких Петра Надина это обстоятельство вряд ли станет серьезным утешением.  

Специальная статья для врачей нужна
Следует отметить, что судебный процесс по делу Владимира Сараева проходил на фоне заявлений Следственного комитета РФ о разработке специальной статьи для медицинских работников. Необходимость в этом объяснялась ростом числа жалоб граждан на некачественные медицинские услуги. «ВС» уже сообщал о том, что в уголовный кодекс планируют ввести специальную статью для медицинских работников. И как показывает решение по делу Владимира Сараева, эта норма действительно необходима. Если бы она существовала уже сейчас, торбеевскому хирургу вряд ли удалось бы избежать уголовного наказания.

Отметим также, что у Следственного комитета накопилось немало вопросов к медицинскому сообществу страны. Подробно об этом в июле этого года высказался руководитель республиканского управления СКР Анатолий Ситников.

- Тревожит постоянно растущее количество обращений граждан по поводу врачебных ошибок, - заявил главный следователь республики. - На приемах граждан за полгода около сотни людей пожаловались на медиков. Стало больше и материалов проверок, и уголовных дел по фактам смерти граждан в медицинских учреждениях, по фактам несвоевременного оказания помощи, ненадлежащего качества и объема. Я не сторонник огульной критики медицинского сообщества и навешивания ярлыков. В каждой конкретной ситуации нужно разбираться отдельно. По рекомендации Следственного комитета и по моей инициативе по последним уголовным делам назначаем судебно-медицинские экспертизы именно за пределами Мордовии. Это делается, чтобы получить беспристрастные результаты.

Алексей Константинов

«Вечерний Саранск»