Саранск станет столицей Международного театрального фестиваля «Соотечественники»

11.03.2010 17:13

С 17 по 24 марта столица Мордовии уже по многолетней традиции станет столицей Международного театрального фестиваля «Соотечественники». Значит, Республиканской Русской драме на целую неделю гарантирован аншлаг. Потому что местные зрители целый год с нетерпением ждут новых встреч с уже полюбившимися зарубежными коллективами и новых знакомств с русскими артистами из разных стран. А «ИМ», также по традиции выполняя роль постоянного информатора, презентуют своим читателям нынешних участников этого театрального форума.

Победителям посвящается

Поскольку Мордовия собирает «Сооте-чественников» в год 65-летия Победы, хозяева — Русский драмтеатр РМ — специально к фестивалю приготовили новый спектакль «Ты помнишь, Алеша...» по героической балладе белорусского драматурга А. Дударева в постановке режиссера Андрея Ермолина.

Кстати, именно с премьеры этой пьесы 24 июня 2004 года началась биография Драматического театра Белорусской армии. А на следующий год минские артисты блестяще выступили в Саранске и сразу завоевали симпатии наших зрителей. Минская Русская драма уже дважды радовала фестивальную публику своим творчеством. И теперь белорусским артистам выпал жребий завершать шестую встречу «Соотечественников» — ещё одной военной драмой Алексея Дударева «Рядовые».

Революционные спектакли

Бишкекский театр имени Ченгиза Айтматова тоже впервые вольется в фестивальную семью «Соотечественников». Созданный 85 лет назад, он изначально специализировался на героико-революционном репертуаре.

В 1966 году театр удостоился чести выступать на Кремлевской сцене в Москве. А спустя двадцать лет киргизские актеры показали премьеру «Плахи» по Ч. Айтматову, которую московские критики назвали «уникальным экспериментом». В 1990-е мощный резонанс вызвал поставленный Бишкекской драмой спектакль «Ночевала тучка золотая» по повести А. Приставкина.

Многие талантливые постановщики охотно сотрудничали с Русским театром Киргизии, в том числе: швейцарский режиссер Г.-И. Бечарт, замечательный питерский режиссер Владислав Пази, поляк Ян Новак и др.

Вниманию саранской публики бишкекские артисты предложат трагифарс А.В.Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина».

«Поздняя любовь» питерского Театра на Фонтанке

Молодежный театр на Фонтанке по праву считается одним из самых популярных в Петербурге.

Впрочем, актеров питерской молодёжки (а среди них — Зоя Буряк, Евгений Дятлов, Ирина Полянская, Эмилия Спивак и др.) прекрасно знают в лицо тысячи российских кино- и телезрителей, поскольку наряду с плодотворной театральной деятельностью они много снимаются в фильмах. Тем интереснее фестивальной публике будет увидеть их игру живьём. К тому же в Саранске они презентуют свой новый спектакль «Поздняя любовь» по пьесе А. Островского.

«Общество свободных актеров» существует в Латвии около пяти лет. Вернее ещё раньше возникла театральная студия. Однажды на их спектакль случайно попал писатель-сатирик М. Задорнов, который взялся полностью оплатить профобучение молодых дарований. Ещё будучи студентами, крестники юмориста, которых в шутку называли «задорная компания» поставили спектакли по лирической прозе Задорнова.

В 2009 году они обрели статус дипломированных «свободных актеров». Разумеется, пока у них нет богатого гастрольного опыта. И выступление в Мордовии — по сути, первый серьезный российский дебют.

Тбилисские гости

Русский театр появился в Грузии еще в 1845 году при наместнике, князе М.С.Воронцове. Спустя сорок лет образовалось «Тифлисское артистическое общество». Кстати, в конце XIX — начале XX вв. на тбилисской сцене выступали легендарные русские актеры — Савина, Стрепетова, Яблочкина, Комиссаржевская, Сумбаташвили-Южин, Мариус Петипа и др. А Владимир Немирович-Данченко до того, как вместе с Константином Станиславским открыть в Москве легендарный МХАТ, именно в Тбилисси набирался режиссерского опыта.
Целых два сезона тбилисской драмой руководил Всеволод Мейерхольд, считающийся во всем мире создателем прогрессивного театрального искусства.

А 5 марта 1939 года там была показана премьера дипломного спектакля «Дети Ванюшина», поставленного тогда ещё не всемирно знаменитым театральным режиссером, а молодым выпускником ГИТИСа Георгием Товстоноговым.

Вообще Тбилисская Русская драма всегда славилась сильной актерской командой, с которой в разные годы творили выдающиеся режиссеры — Всеволод Мейерхольд, Роберт Стуруа, Михаил Туманишвили, Петр Фоменко и др. А в их спектаклях играли, к примеру, широко известные по кинофильмам Тамара Семина и Павел Луспекаев — незабвенный таможенник Верещагин из культового «Белого солнца пустыни».

Между прочим, пару лет назад Тбилисская Русская драма уже планировала приехать в Саранск, но по объективным визовым причинам попасть на фестиваль не удалось. Однако на сей раз, очень надеемся, нам удастся познакомиться.

В Берлине рухнула стена, но появилась «Русская сцена»

Впервые в саранском фестивале примет участие Берлинский театр «Русская сцена».

Это молодая драматическая труппа, созданная около пяти лет назад московским режиссёром Инной Соколовой-Гордон. Несколько раньше в Берлине уже действовал «Русский камерный театр», игравший, однако, в основном на немецком языке. А артисты «Русской сцены» первыми в Германии взялись показывать спектакли на русском. Правда, изначально их репертуар основывался на мировой классике — пьесах Бертольда Брехта, бразильского драматурга Г. Фигейредо, англичанина Дж. Барона. Делались инсценировки для юных зрителей. А недавно актеры берлинской «Русской сцены» поставили «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Их они и привезут саранским зрителям.

«Руководство для желающих жениться»

Николаевский Академический художественный русский театр давно известен не только на Украине, но и в России, Румынии, Болгарии, Молдавии, Приднестровье, Абхазии, Турции своими необычайно феерическими комедийными постановками. Странно, что до сих пор николаевские комедианты (в хорошем смысле) не участвовали в Саранском фестивале. Зато в этом году организаторы театрального форума решили исправить сие досадное упущение. И «академики» из братской Украины привезут в Мордовию своё инсценированное «Руководство для желающих жениться» в двух частях.

Следует, однако, учесть рекомендацию, данную вместо аннотации к представлению: «Так как предмет этого спектакля составляет мужскую тайну и требует серьёзного умственного напряжения, на которое весьма многие дамы не способны, то просим отцов, мужей, околоточных надзирателей и проч. наблюдать, чтобы дамы и девицы этого спектакля НЕ СМОТРЕЛИ!»

Фестивальная афиша

17 марта в 18.30 — С-Петербургский молодежный театр на Фонтанке. «Поздняя любовь» по пьесе А.Островского.

18 марта в 18.30 — Тбилисский русский театр им. А.С. Грибоедова. «Кроткая» (фантастическая драма) Ф.Достоевского.

19 марта в 18.30 — Николаевский русский театр (Украина). «Руководство для желающих жениться» А.Чехова.

20 марта в 17.00 — Молодежный театр Латвии «Общество свободных актеров» (Рига). Литературно-поэтическая композиция «Женя, а вы знаете...» по произведениям Евгения Евтушенко.

21 марта в 17.00 — Русский драмтеатр им. Ч. Айтматова (Киргизия, Бишкек). Трагифарс А.В.Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина».

22 марта в 18.30 — Театр «Русская сцена» (Германия, Берлин). «Маленькие трагедии» А. Пушкина.

23 марта в 18.30 — Русский драмтеатр РМ. «Ты помнишь, Алеша....» по героической балладе Алексея Дударева.

24 марта в 18.30 — Драматический театр Белорусской армии (Минск). Драма Алексея Дударева «Рядовые».

«Известия Мордовии»