Обналичивали сотни миллионов рублей

12.07.2018 14:23

Прокуратура республики утвердила обвинительное заключение по громкому уголовному делу об «обналичке» саранскими коммерсантами десятков миллионов рублей. Одним из идейных вдохновителей незаконного, но прибыльного бизнеса правоохранители считают 45-летнего Виталия Базалея. Именно он первым предстанет перед Ленинским судом Саранска по обвинению в экономических преступлениях. Ему инкриминируется сразу несколько статей: «Осуществление банковской деятельности без регистрации и без специального разрешения, с извлечением дохода в особо крупном размере», «Изготовление и сбыт поддельных распоряжений о переводе денежных средств, документов, совершенные организованной группой», «Создание юридических лиц через подставных лиц, группой лиц по предварительному сговору».

Прежде чем описать подробности финансовых махинаций, необходимо обозначить суть «обналички» - это перевод денег из цифр на счетах в наличные купюры, чаще всего с незаконными устремлениями. Самая распространенная схема «обнала» - совершение фиктивной сделки. Некий исполнитель обязуется оказать услугу (выполнить работу, поставить товар), но по факту ничего не делает, однако деньги за услугу переводятся.

По версии следствия, с сентября 2015-го по ноябрь 2016 года Базалей вместе с 7 подельниками занимался в Саранске незаконной банковской деятельностью по обналичиванию и транзиту денег в интересах третьих лиц. Эти операции были весьма доходными, финансовые деятели заработали более 26 млн рублей. Кроме того, Базалей совместно с другими 3 участниками своей бригады изготовил и предъявил в банки поддельные платежные поручения на перечисление денежных средств по различным основаниям. Чтобы оценить размах незаконного бизнеса, достаточно привести одну цифру - товарищи образовали через подставных лиц сразу 26 организаций (!).
Как считают правоохранительные органы, первые роли в преступной группе играли Виталий Базалей и Антон Хасанов. По заказу различных фирм, в том числе из Казани, они превращали условные цифры на счетах в хорошо осязаемые пачки банкнот. За свои услуги мастера «наличмана» взимали комиссию в размере 4 процентов от каждой банковской транзакции. Во время задержания правоохранители Мордовии заявили, что по предварительным подсчетам в теневой сектор экономики «обнальщиками» выведено более 350 миллионов рублей! Однако нехитрые математические подсчеты свидетельствуют, что если Базалей и Ко смогли извлечь прибыль - 26 млн рублей, а комиссия за «обналичку» составляла 4%, то общая сумма обналиченных денег могла составить порядка 650 млн рублей!
Деятельность преступной группы из Мордовии была пресечена сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России совместно с МВД по Мордовии и МВД по Татарстану во взаимодействии со специалистами Росфинмониторинга.

В рамках расследования уголовного дела проводились десятки обысков, изъяты сотни печатей фирм-однодневок, банковских карт, компьютеров, мобильных телефонов, маски с прорезями для глаз, электрошокеры, травматическое оружие.

На предварительном следствии один из доморощенных финансовых «фокусников» рассказал, как они манипулировали гигантскими суммами. По словам 26-летнего Алексея Трофимова (фамилия изменена), с октября 2013-го по февраль 2016 года он работал в одном известном банке - сначала менеджером, а потом операционным руководителем группы структурных подразделений. Во время работы в финансовом учреждении он познакомился с Антоном Хасановым, который трудился сначала таким же менеджером, а потом продвинулся до руководителя дополнительного офиса. Парни поддерживали дружеские отношения, вместе посещали развлекательные заведения, ходили друг к другу на дни рождения.

«В декабре 2015 года Хасанов находился на больничном, но я узнал, что он в это время выполнял задание для Виталия Базалея, который являлся руководителем фирмы «Люкслюменлэд», - рассказал Алексей Трофимов. - Хасанов снимал для Базалея наличные с банковских карт, оформленных на подставных людей. Еще он доставлял деньги и документы заказчикам «обналички». В феврале 2016 года Антон Хасанов официально устроился к Базалею на работу, но не в «Люкслюменлэд», а в фирму «Катрина». Фактически Хасанов руководил этой организацией, хотя по документам не являлся директором.

В январе Антон предложил мне место директора по развитию бизнеса в «Люкслюменлэде». Сказал, что я должен буду развивать рынок сбыта световой продукции французской фирмы, а также заниматься «обналичкой» - снимать деньги с банковских карт, оформленных на левых людей, и передавать наличность заказчикам. За эту работу мне была обещана зарплата в 50 тысяч рублей. В банке я получал почти 30 тысяч рублей, и при этом у руководства ко мне были завышенные требования по выполнению плана».

Алексей Трофимов взял время для размышления. Наверняка он понимал, что заниматься «обналичкой» - дело подсудное, но не смог отказаться от зарплаты в 50 тысяч рублей. Парень уволился из банка и устроился на работу в компанию «Люкслюменлэд».
По словам Трофимова, помимо Хасанова в фирме на Виталия Базалея работали еще три человека - его помощник и две женщины, секретарь и бухгалтер. Со временем объем операций по «обналичке» сильно вырос, бухгалтеру было трудно справляться с работой, и Базалей принял ей в помощь свою знакомую.  

«В фирме мне отводилась роль инкассатора: я снимал наличные с левых банковских карт, доставлял деньги заказчикам, а также возил директоров фирм-однодневок открывать расчётные счета в банках, - рассказывал Алексей Трофимов. - Бухгалтер перечисляла деньги на расчетные счета подконтрольных фирм-однодневок и левые банковские карты, вела учет незаконных банковских операций, учитывала размер комиссий, которые клиенты платили за «обналичку», вела расходы и доходы нашей группы. Сначала я не понимал, какие операции проводит «Люкслюменлэд», но через месяц - два осознал, что фирма занимается прямым «обналом» денег.

Схема «обналички» была такой: заказчик перечислял на расчетный счет фирмы-однодневки деньги, которые в дальнейшем переводились на счета других фирм-однодневок. Основания были различными, главное было «размыть» средства, чтобы создать видимость легальной коммерческой деятельности. После того как деньги накапливались на счетах конечных фирм-однодневок, они переводились на банковские карты, оформленные на подставных людей, а затем наличные снимались в банкоматах. Наличные за минусом вознаграждения за услугу возвращались заказчику. По желанию клиентов им же передавались фиктивные документы (договоры, счета-фактуры, накладные и т.д.), имитирующие реальную финансово-хозяйственную деятельность. Фактически оказывались банковские услуги по обслуживанию расчетного счета, переводу, инкассации и выдаче денег. За время работы в фирме я занимался именно обналичиванием денег, а про обязанности развивать рынки сбыта для французской компании больше никто не вспоминал».
При этом основным поставщиком клиентов был житель Казани, периодически приезжавший в Саранск. По признанию Алексея Трофимова, казанец - человек очень богатый, владеет респектабельной квартирой рядом с Казанским Кремлем, дачей в элитном поселке столицы Татарстана. Но главное - обладает большими связями в криминальном мире. Этот человек находил клиентов, желающих обналичить деньги, вел с ними переговоры, передавал заказчикам обналиченные деньги. Казанцу деньги переводили банковским переводом через систему «Колибри». Кроме того, два-три раза в месяц Трофимов сам ездил в Казань для передачи крупных сумм наличности. Их размер составлял от 1 до 5 миллионов рублей. Деньги влиятельному партнеру из Татарстана передавались всегда около его дома. Помогал казанцу его племянник, в чьи функции входили подбор людей для регистрации на них фирм-однодневок и открытие на подставных лиц расчетных счетов с привязкой к ним банковских карт.

Вскоре и сам Антон Хасанов открыл свою фирму «София», которая должна была заниматься строительством многоквартирных домов. Хасанов предложил Трофимову в новой структуре должность коммерческого директора. Тот, недолго думая, согласился. Но спустя месяц партнеры поняли, что строительный бизнес требует очень больших оборотных средств, и вернулись к привычной деятельности, которая приносила быстрый и весьма солидный доход, - обналичиванию средств.

Махинаторы открывали фирмы как на своих знакомых, так и на совершенно посторонних людей. За регистрацию фирмы «зиц-председателю» он платил вознаграждение в 25 тысяч рублей, и еще 10 тысяч фиктивный владелец такой конторы получал ежемесячно.

При обсуждении важных вопросов участники преступной группы использовали мессенджеры Viber и WhatsApp, финансовые воротилы считали, что их труднее вскрыть для прослушивания. При общении между собой они использовали специальные термины, например, «единица» означала 1 миллион рублей, «полторы единицы» - 1,5 млн рублей и т.п.

Отметим, что основоположник «обнального» бизнеса Виталий Базалей ранее уже привлекался к уголовной ответственности. В марте 2016 года Пролетарский районный суд осудил его за уклонение от уплаты налогов с организации в крупном размере. Руководитель тогда еще ООО «КАВИ» с июля 2014-го по январь 2015 года включал в налоговые декларации по НДС заведомо ложные сведения о понесенных фирмой расходах на приобретение товаров (услуг) и полученных в результате этого налоговых вычетах. В итоге Базалей уклонился от уплаты налогов в сумме более 7 миллионов 800 тыс. рублей. Тогда по приговору суда Виталию Базалею было вынесено наказание в виде штрафа в доход государства в размере 150 тысяч рублей. Однако от наказания он был освобожден в связи с амнистией к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Какое наказание суд вынесет в этот раз?

«Вечерний Саранск»