«Нас грабят внаглую!»

10.05.2018 12:34

В Ковылкине кредитные аферисты годами обирают местных жителей

Больше десяти лет полтора десятка жителей третьего по величине города Мордовии вынуждены платить по липовым кредитам. Людей, среди которых пенсионеры, инвалиды, бомжи и малоимущие, откровенно обирают аферисты и банкиры. Все попытки пострадавших найти справедливость в правоохранительных органах и судах успехом не увенчались. В отчаянии люди дошли до Европейского суда по правам человека, но и там им не смогли помочь. Теперь у них одна надежда - Президент Владимир Путин. Обращение к нему уже подготовлено. О том, как в двадцать первом веке людей превращают в рабов, рассказывает корреспондент «ВС».

Десять лет в рабстве
На столе у Николая Бочкарева несколько папок с отписками из различных инстанций, в комнате - больная жена и сын-инвалид. Сам он уже перенес три инфаркта и последние несколько лет живет на таблетках. Таковы последствия его противостояния со всеми правоохранительными ведомствами республики. Если бы десять лет назад, когда он шел устраиваться на работу к местному коммерсанту, ему описали последствия этого шага, он вряд ли бы поверил. И сейчас-то в это верится с большим трудом, и то только потому, что об этой истории мы уже рассказывали не один раз. Внимательные читатели «ВС» наверняка вспомнят ее. Но для тех, кто не в курсе, напомним суть.
Много лет назад Николай Бочкарев пришел устраиваться на работу в ковылкинскую фирму, промышлявшую отделочными работами. Директор Неяснов (фамилия изменена) попросил принести документы, но через несколько дней заявил, что принять мужчину на работу не сможет, поскольку у него возникли финансовые сложности. Документы вернул.
- А через некоторое время я узнал, что являюсь поручителем по кредиту, который Неяснов оформил на местного бомжа Владимира Спиридонова, - говорит Николай Бочкарев. - Он, как и я, давал директору фирмы свои документы для трудоустройства.
Возмущенные «заемщики» и «поручители» быстро приперли своего несостоявшегося работодателя к стенке и заставили признаться в том, что кредит оформил именно он с помощью знакомого начальника службы безопасности банка Борискина (фамилия изменена). Последнего с занимаемой должности изгнали, но исправлять последствия его поступка в финансовом учреждении не стали, кредит повис на семье Николая Бочкарева и бомже Владимире Спиридонове. Банкирам-то, конечно, без разницы, кто будет оплачивать кредит, но вот пострадавшие мириться с таким положением вещей не захотели. Николай Бочкарев написал заявление в полицию и прокуратуру. Но не угадал с моментом. Тогдашний прокурор района как раз пытался обложить данью местный рынок (разоблачен, выведен из состава, осужден - прим. авт.), и до чужих банковских махинаций ему не было никакого дела. Ну а полиция в Ковылкине в этой ситуации мало что может сделать. Семь лет назад, когда семья Николая Бочкарева впервые обратилась к нам в редакцию, мы вместе с ними пошли искать правду в кабинетах местного полицейского начальства. Но начальник местной полиции в ответ на наши вопросы изрек удивительную фразу: «Знаете, у меня два сотрудника тоже вынуждены платить по липовым кредитам…». Махнули мы рукой и ушли. Вскорости на такого начальника махнуло рукой и руководство, убрали его. Но для Бочкарева и Спиридонова ситуация не изменилась. Липовый долг регулярно высчитывался с их нищенских пенсий. Тот факт, что семья с трудом наскребает деньги на лекарства для сына, никого не волновал. Обращались они в суд, а там тоже лапша. Должны, говорят, так платите.
- По сути, нас просто сделали рабами, - возмущается Николай Бочкарев. - Деньги в счет погашения этого долга высчитывают с моей пенсии. Но я не считаю это высчитыванием. Они же просто грабят меня. Причем делают это внаглую!

Бизнес по-ковылкински
По сути, когда вся эта история вышла наружу, республиканские правоохранительные органы должны были вплотную взяться за расследование этой кредитной аферы с десятком пострадавших. Там ведь вот что выяснилось-то. Кредитные махинации в третьем по величине городе Мордовии были поставлены на поток. Не промышлял этим только ленивый. Вот лишь несколько фактов, которые мы предавали огласке после обращения в нашу редакцию Николая Бочкарева. Местная воинская часть выдает ковылкинскому бизнесмену Бритому (фамилия изменена) справку о том, что инвалид первой группы служит здесь стрелком. Сам инвалид, правда, ни сном ни духом об этой службе, но на основании этого документа коммерсант повесил на него кредит в шестьсот тысяч рублей. Тот же Бритый уговорил сына местной пенсионерки Матвейчевой выступить поручителем по его кредиту. Поручитель даже в банк не заходил, но угадайте, кто сейчас выплачивает этот кредит?! Да что там, если один только «работодатель» Николая Бочкарева и Владимира Спиридонова признался в шестнадцати (!) случаях оформления липовых кредитов. Один раз умудрился повесить четверть миллиона рублей на покойника, выставив поручителем еще одного своего несостоявшегося работника Николая Мозгачева. Можете смеяться, но по всем этим кредитам до сих пор расплачиваются абсолютно непричастные к ним люди. Отказался только один Николай Мозгачев. В знак протеста против кредитного беспредела и бессилия правоохранителей мужчина уволился с официальной работы и перешел на нелегальное положение. Не хочу, говорит, работать, чтобы оплачивать чужой долг. За эту достойную уважения позицию мужчине, правда, пришлось расплачиваться тем обстоятельством, что он не может рассчитывать на официальную пенсию, но честь, как говорится, дороже. Остальные люди из списка должников вынуждены спускаться по ступенькам нищеты, пока реальные получатели барышей, напротив, идут в гору. В качестве примера можно привести такой любопытный факт. Бывший командир воинской части, которая выдала справку про стрелка-инвалида, теперь занял хорошую чиновничью должность в Ковылкине, хотя за подпись такого документа вообще-то по этапу идти положено.  
- Мы, кстати, к нему обращались, просили, чтобы помог достать лекарства для сына, - говорит Николай Бочкарев. - Понимаете, мой сын страдает редкой болезнью - синдромом Жиля Де Ля Туретта. Ему необходимо регулярно принимать препарат «Орап». А его делают только в Германии. Одна упаковка, которой хватает на месяц, стоит девяносто евро. Ну он дал нам три тысячи рублей!  

«Потому что полбанка пересажать придется»
Об этих десяти годах своей жизни Николай Бочкарев рассказывает с нескрываемым возмущением. Он твердо намерен добиться восстановления справедливости и привлечения к ответственности всех виновных. Ни перенесенные им три инфаркта, ни инсульт супруги, ни постоянно ухудшающееся здоровье сына не остановили его.
- Понимаете, есть закон, согласно которому взыскивать деньги с поручителей по кредиту можно только в течение пяти лет, - говорит Николай Бочкарев. - Но с нас взыскивают уже десять лет! И я хочу добиться, чтобы мне вернули хотя бы разницу за эти пять лет. Это большая сумма.
Еще семь лет назад одновременно с обращением в нашу редакцию мужчина написал жалобу в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Подача жалобы в ЕСПЧ дело не быстрое, ответа пришлось ждать несколько лет. И вот он пришел. В нем говорится, что в рассмотрении жалобы отказано, потому что заявитель еще не исчерпал возможностей добиться справедливости у себя на Родине. Ох, если бы знали европейские судьи об этих возможностях и их исчерпании.
- Знаете, я ведь куда только не обращался здесь в России, - вздыхает Николай Бочкарев. - В Генеральную прокуратуру, в Совет Федерации, к уполномоченному по правам человека при Президенте Элле Памфиловой. От нее пришел ответ, что она в качестве исключения направила мое обращение в Генеральную прокуратуру. Оттуда мое обращение направили в прокуратуру Мордовии, из прокуратуры Мордовии - в прокуратуру Ковылкинского района, а здесь, как обычно, все и заглохло.
За эти десять лет кто только не обещал Николаю Бочкареву помочь. Некоторые даже гарантировали положительный результат.
- Один раз обратились мы к адвокату, - рассказывает мужчина. - Она сказала, что гарантирует решение нашей проблемы. Взяла двенадцать тысяч рублей и прислала нам инструкции по составлению жалобы. К Жириновскому обращались. Он ответил, что помочь нам - это его долг. С депутатом Вороненковым, которого потом в Киеве застрелили, я дважды разговаривал по телефону. Он говорил, что держит мою ситуацию на личном контроле, но потом убежал на Украину.
Но и тогда, и сейчас у всех, кто знакомился с этим делом, возникал простой вопрос: «Почему до сих пор никто не возбудил уголовное дело, не посадил этих коммерсантов и не заставил их выплачивать оформленные ими кредиты?».
- Да потому что, если возбуждать уголовное дело, вместе с коммерсантами придется посадить и половину сотрудников нашего филиала банка! - объясняет Николай Бочкарев. - Поймите, без их прямого содействия оформить эти кредиты было бы невозможно. И все это прекрасно понимают! Теперь у нас осталась только одна надежда - Президент Путин. Мы уже подготовили обращение, в котором описали всю ситуацию. В ближайшее время планируем направить его Президенту страны.
Проблема только в том, что, пока Николай Бочкарев пишет обращение к главе государства, из банков на его имя продолжают поступать извещения о новых долгах.
- Недавно сообщили, что я являюсь должником по кредиту, который все тот же Неяснов оформил на меня десять лет назад, - говорит Николай Бочкарев. - Раньше об этом долге я не знал!

Андрей ЕЛИСТРАТОВ

 

                       

 

«Вечерний Саранск»