Водить по-русски!

03.05.2018 14:59

ГИБДД предлагает усложнить экзамен на получение водительского удостоверения

На минувшей неделе с очередным законодательным предложением, усложняющим существование автолюбителей, выступила Государственная инспекция по безопасности дорожного движения. Теперь автомобильное ведомство предлагает усложнить экзамен на получение водительских прав, объединив в один общий блок сдачу навыков вождения на площадке и в городских условиях. Таким образом планируется снизить количество аварий и повысить профессионализм начинающих водителей. Пойдет ли впрок такое усложнение - пытался понять корреспондент «ВС».
 

Автомобильный ЕГЭ
ГИБДД РФ в последнее время превратилась в одно из самых активных законотворческих ведомств страны. Причем практически каждое предложение автомобильной инспекции вызывает широкий общественный резонанс. Будь то наклейки на заднем стекле автомобиля, увеличение штрафов или светоотражающие жилетки. Вот и новое предложение гаишников дало широкой водительской общественности немало поводов для обсуждений.
Суть такова. ГИБДД предлагает изменить правила сдачи экзамена на получение водительского удостоверения. Сейчас, напомним, выпускники автошкол сдают экзамен, состоящий из трех частей: знание теории, вождение на автодроме, состоящее из нескольких упражнений, и вождение в городских условиях. Вдобавок к этому во многих автошколах необходимо сдавать еще и внутренний экзамен на знание правил дорожного движения. Предложение автоинспекторов подразумевает объединение двух частей экзамена в одну. В скором времени выпускникам автошкол придется сдавать практическое вождение исключительно в городских условиях. Все те упражнения, которые пока еще сдаются на специализированной площадке, предлагают перенести непосредственно в город. То есть навыки вождения змейкой, параллельную парковку, заезд задним ходом в бокс и прочие премудрости водительской профессии придется показывать прямо на улицах в потоке машин. Что же касается сдачи теоретической части, то изменять ее пока не планируют. Предложенные нововведения, однако, вовсе не отменяют сдачи экзамена на автодроме. Просто в скором времени принимать его будут не инспекторы ГИБДД, а инструкторы автошкол. И только после их разрешения ученик получит допуск к сдаче экзамена под руководством сотрудника автоинспекции.
По сути, ГИБДД планирует сотворить из сегодняшнего экзамена нечто вроде автомобильного ЕГЭ. То есть комплексно проверять те знания, которые кандидат в водители получил во время учебы в автошколе. По мнению руководства ГИБДД, именно такая процедура сдачи экзамена способна дать максимальное представление о том, что из себя представляет тот или иной выпускник. В автомобильном ведомстве не скрывают, что сдать экзамен будет гораздо сложнее, чем теперь, но пользы от этого будет больше. Стражи дорог всерьез полагают, что усложнение процедуры сдачи экзамена положительно скажется на количестве дорожно-транспортных происшествий в стране и существенно повысит общий уровень водительской подготовки. По словам руководства ГИБДД РФ, в настоящее время существует проблема именно с обучением практическому вождению. Теорию выпускники автошкол успевают выучить довольно прилично, однако применять эти знания на практике получается далеко не у всех. Усложнение экзамена, по мнению авторов предложения, должно решить эту проблему. Впрочем, как подчеркивают в автомобильном ведомстве, заработают нововведения не сегодня и даже не завтра. Только на подготовку нового экзамена, проработку маршрутов, по которым будут ездить выпускники автошкол, потребуется как минимум пара месяцев. И это только ГИБДД. А ведь есть еще автошколы, которым, по всей вероятности, придется корректировать учебные программы по подготовке водителей. Одним словом, время еще есть, но не так много. Скорее всего, с осени сдавать экзамены придется уже по новым правилам.

«В очередь, сукины дети!»
Однако даже если принять на веру слова руководства автомобильной инспекции о благотворности инициативы, все равно остается немало вопросов. Ведь существовать по новым правилам придется не инспекторам ГИБДД, а простым людям. В последние годы водительские права и так серьезно подорожали, а изменение правил сдачи экзамена может вызвать новый скачок цен на обучение в автошколах. Что-то подсказывает, что учебные заведения, занимающиеся подготовкой водителей, непременно воспользуются этой ситуацией. Если сейчас минимальная стоимость обучения равна примерно двадцати тысячам рублей, то в самое ближайшее время она может существенно увеличиться. Прибавьте к этому увеличение госпошлины за получение водительского удостоверения, рост цен на топливо, и минимальная сумма, необходимая для получения водительского удостоверения, вырастет до тридцати тысяч рублей. И это только в таких городах, как Саранск. В мегаполисах стоимость обучения уже давно равна стоимости подержанного отечественного авто. Неудивительно, что многие жители крупных городов предпочитают обучаться водительскому мастерству именно в провинциях.
Но это только половина проблемы. Другая заключается в том, что на получение водительских прав в ближайшем будущем понадобится в разы больше времени, чем сейчас. Дело в том, что с первой попытки экзамен по вождению сдают не больше двадцати процентов выпускников автошкол. Действующие сегодня нормы предусматривают неделю перерыва после каждой неудачной попытки сдачи экзамена по вождению. На практике же очередь на пересдачу может растянуться на месяц или даже больше. Усложнение процедуры сдачи экзамена по вождению может привести к тому, что очередь из кандидатов будет растягиваться сразу на несколько месяцев. Ведь со вступлением в силу новых правил сдачи каждому выпускнику автошколы потребуется гораздо больше времени для демонстрации своих навыков вождения инспектору ГИБДД. А с учетом количества выпускников срок ожидания может увеличиться до нескольких месяцев, в течение которых, оставаясь без практики, выпускник автошколы вряд ли сможет улучшить свои навыки.  
Наконец, еще одна проблема заключается в росте набившей оскомину коррупционной составляющей. Как показывает практика, ее в обязательном порядке необходимо учитывать при разработке практически любой законодательной инициативы. По оценкам экспертов, поле для злоупотреблений после введения усложненной процедуры сдачи экзамена действительно будет очень широким. Будут брать инструкторы в автошколах за сдачу внутреннего экзамена на автодроме. Будут брать инспекторы, принимающие экзамен по практическому вождению. В результате ситуация на дорогах не только не улучшится, но и может серьезно деградировать. Тот факт, что экзамены сейчас сдают под прицелом видеокамер, решительно ничего не меняет. Практика опять же показывает, что деньги способны обойти любые технологические премудрости, применяемые при сдаче любых экзаменов.
При всем при этом автомобильные эксперты согласны с утверждением руководства ГИБДД о том, что при подготовке водителей особое внимание следует уделять именно практическому вождению, а не езде на площадке и зубрежке правил оказания первой помощи при аварии на занятиях по теории. Потому что только в реальных условиях человек может чему-то научиться. К слову, в этой связи уже звучат мнения о том, что усложнение сдачи экзамена является признанием неэффективности ныне действующей системы подготовки водителей.   

Все из-за «бабок»
Однако даже в калейдоскопе мнений, в целом одобряющих идею усложнения процедуры сдачи экзамена на получение водительских прав, слышатся и такие, которые заставляют усомниться в том, что причиной всему высокая аварийность на дорогах. Не зря в народе пользуется популярностью поговорка, что самые богатые люди в нашей стране - это алкоголики, курильщики и водители. Мол, сколько ни повышай цены, они все равно курят, пьют и ездят. На самом деле экономическая подоплека невооруженным глазом видна практически в каждой законодательной инициативе, выдвинутой в последнее время. Особенно если речь идет о такой сфере, как автомобили. Любое изменение здесь в конечном счете влетает в копеечку именно тем, кто каждый день садится за руль, и оборачивается многомиллионной прибылью для авторов и тех, кто их поддерживает. Ужесточили ответственность за нарушение ПДД - поддержали бюджет. Ввели необходимость наклейки на заднем стекле - озолотились их производители. Ищи того, кому нововведение выгодно, - вот негласное правило при оценке любой законодательной инициативы. В случае с ужесточением правил сдачи экзамена на получение водительских прав явных выгодополучателей вроде не видно. Но, если присмотреться, фаворитов можно найти и здесь. О прямой заинтересованности автошкол уже было сказано. Отметим для справочки, что эти заведения в последнее время заметно активизировались по части законотворческих инициатив. Чего стоит только их предложение о необходимости пересдачи экзамена при истечении срока действия водительского удостоверения. И хоть сама по себе идея была забракована на корню, факт ее предложения говорит о том, что люди напряженно размышляют над способами увеличения прибыли от своей деятельности. Но есть и другие заинтересованные во всей этой истории. «ВС» не раз писал о негласно реализуемой в нашей стране стратегии по снижению количества автолюбителей. Они слишком дорого обходятся государству, не компенсируя своего существования ни налогами, ни страховками, ни ценами на топливо. Ужесточение экзамена на получение водительских прав вполне укладывается в рамки этой стратегии. А ну как дороговизна, долгое ожидание и сложность сдачи экзамена отпугнут часть желающих сесть за руль от дверей автошкол! Кого-то, безусловно, отпугнут, а для тех, кто не испугается, в обозримой перспективе наверняка придумают что-нибудь новенькое. Потому как содержать такую армию автолюбителей, разрушающих дороги и разоряющих страховые компании, которые потом просят помощи у государства, становится, по всей видимости, слишком накладно. Куда как проще сделать существование автолюбителей дороже и труднее. Особенно если ничего сложного в этом нет.

Алексей Константинов

 

                       

 

«Вечерний Саранск»