Алексей Батраков: «Китайцы обожают русский балет»

22.02.2018 11:30

Балет Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» мордовского театра увидели жители восьми городов Китайской Народной Республики. Впечатлениями от гастролей и от самой Поднебесной с журналистом «ВС» поделился главный балетмейстер Музыкального театра имени И.М. Яушева Алексей Батраков.
- Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Нинсянь - всего восемь китайских городов мы объехали с «Лебединым озером», показали девять спектаклей за две недели. Все города, в которых выступила наша труппа, - миллионники. Самый маленький из них - северный городок нефтяников с 3 миллионами жителей (его название я даже не запомнил), по китайским меркам - почти деревня.  
Наша поездка делилась на две части. Первая неделя была очень тяжелой - мы были на севере страны, переезды из города в город составляли по 1,5 тысячи километров каждый день. Хотя перемещались мы по просторам Поднебесной в скоростных поездах со скоростью 350 км в час.
Север и юг Китая - две совершенно разные страны. Очень сильно отличаются их климат, природа, архитектура, люди. И, конечно, впечатления наши от отдельных частей страны сильно разнятся.
Северный Китай. Там всегда было холодно, что неудивительно - на севере страны климат резко континентальный, это значит, зимой здесь низкие температуры с пронизывающим ветром. Впечатления от севера - бесконечные степи с серыми однотипными промышленными городами, висящим над ними смогом. Там трудно дышать, глазу не за что зацепиться - кругом серость и бетон. Они мне напомнили роман-антиутопию Джорджа  Оруэлла «1984» и слоган «Большой брат наблюдает за вами».
В Китае в принципе нет отопления, они согревают жилища тепловыми пушками, кондиционерами. Поэтому мерзли мы в первую неделю постоянно. В гостинице все отключается автоматически, как только ты выходишь из номера. И возвращаться приходилось всегда в холодные комнаты.  
На юге все по-другому. Там тепло, богатая растительность, красивая архитектура со старинными пагодами и  современными небоскребами. Ночью все это светится, сверкает - очень красивые виды ночных городов, особенно Шанхая. Там было гораздо комфортнее, мы много гуляли. В южных городах с иностранцами очень приветливы, но на английском говорят немногие и очень плохо. На рынках, правда, некоторые даже пытаются объясняться на русском. В магазинах общение с продавцами происходило в основном с помощью калькуляторов и телефонов. Мы показывали фото нужного нам продукта или медикамента, и это приносили.
В южных городах много английских вывесок, и там нам было проще знакомиться с достопримечательностями, заходить в магазины, кафе. В крупных городах на европейцев местные реагируют нормально, а в тех, что поменьше, мы сразу становились достопримечательностью, с нами все время норовили сфотографироваться. Как мы лет 20 назад в российской глубинке на чернокожих реагировали, так китайцы сейчас реагируют на нас. Наши артисты частенько уступали просьбам местных сфотографироваться с ними. А для себя мы разрушили стереотип, что все китайцы маленькие. Это не так, большинство мужчин среднего роста, много высоких.
Я сделал вывод, что традиционный Китай надо искать по деревням. Самое интересное для меня - природные достопримечательности. Горы, водопады, старинные храмы, Великая Китайская стена - всего этого мы, конечно, не видели. Для этого надо специально туристический тур брать, а у нас была рабочая поездка. А города хоть и красивые, все равно новостройки…
В Нинсяне у нас было четыре выходных вынужденных. Мы осмотрели достопримечательности за один день и заскучали. Поразил 22-миллионный Шанхай, особенно ночные виды. Мы допоздна гуляли по улицам этого мегаполиса. К сожалению, почти совсем не видели Пекин. Мы четыре раза были в нем проездом, а сам город так и не видели. Отыграли вечерний спектакль и сразу уехали и потом перед вылетом ночевали в пекинском отеле, рядом с аэропортом.
Выступали мы на театральных сценических площадках, в больших концертных залах с тысячей и больше мест. Я не сказал бы, что китайцы - суперкультурная нация. Поскольку в залах холодно, зрители не раздеваются, сидят, как в кинотеатрах, с едой, напитками. Не знают, где нужно хлопать, и не очень любят это делать или не приучены. А у нас специфика работы такая: пока зрители аплодируют, мы отдыхаем на поклонах.
При всем при этом публика очень добродушная, китайцы обожают русский балет. С восторгом бегут после спектакля за автографами, просят артистов фотографироваться с ними.  Для них великое счастье получить фото с русской балериной. В Китае же нет балета как такового. А русский балет - это уже бренд. Очень любят «Лебединое озеро», его все знают. Я видел в залах пять или шесть афиш разных российских театров, но все с «Лебединым озером». Наши продюсеры уже шесть лет возят к ним «Лебединое», и, видимо, еще не раз привезут.  
С 16 февраля китайцы две недели празднуют Новый год. Города украшены красными фонариками, типичными новогодними украшениями с иероглифами и символами. Конечно, елок наряженных, как у нас, на улицах нет, нет рождественских ярмарок, как в Европе. В Китае все скромнее, но они любят пошуметь в новогоднюю ночь фейерверками, которые сейчас продаются на каждом шагу.
В этой поездке мы боялись съесть что-нибудь неизведанное, не дай Бог, выйти из строя из-за какого-нибудь остренького блюда. А остренькое у них почти все. Еда, конечно, специфическая, и нас предупреждали об этом. Мы взяли с собой какой-то стратегический запас продуктов, но можно было вполне обойтись и китайской едой. Она у них абсолютно недорогая, продается на каждом шагу. Две недели знакомиться с новой кухней для меня было даже интересно, хотелось все попробовать. Понравились свежие морепродукты, которые прямо при тебе жарят на шпажках, посыпают специями. У китайцев очень много соевых продуктов, везде можно купить рис и лапшу. В аэропортах и на вокзалах Китая есть специальные комнаты, где стоят столы и титаны с кипятком, - для тех, кто хочет заварить лапши и поесть.
Еще один стереотип, разрушенный этой поездкой, что Китай - бедная страна. Это абсолютно неверно. Средняя зарплата у китайцев сейчас 55 тысяч юаней, один юань в переводе на наши деньги составляет около 9 рублей. Самый дешевый билет на наш спектакль стоил 500 юаней, это 4,5 тысячи рублей.  
Состоялись гастроли нашей труппы благодаря продюсерам из Самары Антону и Полине Филипповым, эта супружеская пара много лет возит балетные спектакли в Китай, у них постоянные партнеры, налаженные связи. У нас эта поездка - первый опыт работы с ними. Было много репетиций в Саранске, на ведущие партии были приглашены артисты из других театров: Шут (Александр Филимонцев) и Принц (Степан Косыгин) из Москвы, Лебедь (Надежда Иванова) из Екатеринбурга и пять балерин-Лебедей. В этом балете должно быть 22 Лебедя, а наши девочки не все смогли поехать, у некоторых маленькие дети. Сольные партии танцевали наши Наталия Царева, Айда-Сай Сарыглар, Екатерина Самаренкова, Виктория Галаева.  Поездкой мы остались довольны. Посмотрели другую страну, другую культуру, себя показали. Гастроли прошли удачно, нас пригласили приехать на следующий год. А пока будем показывать «Лебединое  озеро» своему зрителю на домашней сцене, ближайший спектакль состоится 11 марта.    
Кроме саранского театра сейчас я работаю с труппой венгерского города Шопрон в рамках договора о сотрудничестве театров-побратимов, который мы подписали в августе 2015 года. У меня контракт на год, я даю уроки классического танца, делаю постановки. В театре имени Петефи состоялась премьера моего балета «Пламенное сердце» по Горькому. На премьеры в Шопроне принято приглашать князя Эстерхази, мэров городов, всяких баронов. Эти «пафосные» показы состоялись в декабре. А в ноябре с шопронским балетом я побывал на фестивале современного танца в Будапеште. Мы возили балеты «Смерть чиновника», премьера которого состоялась на сцене саранского театра весной, и «Пламенное сердце». Отзывы были грандиозные: очень хвалили труппу, говорили, что она выросла на глазах. Мне было очень приятно, потому что в последние полгода я плотно работаю с артистами этого театра.
Понемногу учу язык, уроки даю уже на венгерском. Терминология, конечно, французская, а счет, направление и темп задаю артистам на их родном языке. В родном театре имени Яушева я сейчас работаю над хореографией мюзикла «Труффальдино из Бергамо», его премьеру зрители увидят уже 21 февраля.

 

                       

 

«Вечерний Саранск»