Следователь Знаменский дает показания

24.02.2010 11:33

Актер Георгий Мартынюк 30 лет допрашивал преступников, а сейчас он — главный виновник. Торжества...

Впрочем, больших торжеств по случаю своего 70-летия Георгий Мартынюк устраивать не будет. В юбилейный день он отыграет спектакль «Я не Раппапорт», его поздравят коллеги. А дома отметит событие в кругу родных: жены Ниеле, ее дочери Татьяны и внуков Виталия и Владимира.

g_martynuk— После моей безумно насыщенной жизни мне хочется спокойного отдыха, — говорит Георгий Яковлевич. — Я — домосед. Читаю книги, смотрю кино — благодать!

Георгий Мартынюк — народный артист РСФСР, ведущий актер Театра на Малой Бронной, в котором он служит без малого 50 лет. У него за плечами десятки главных ролей в кино — «Тишина», «Метель», «Щит и меч», "Тайны дворцовых переворотов«… Но, как и его самый знаменитый герой — следователь Пал Палыч Знаменский из сериала «Следствие ведут Знатоки», сам он предпочитает оставаться в тени.

Поэтому нам и пришлось устроить юбиляру журналистский допрос.

Ожидание чуда

Он сам не знает, откуда взялась эта мечта: стать артистом. Он рос застенчивым мальчиком, а профессии родителей были далеки от искусства. Но Гоша верил в чудо — и как завороженный, сидел у радиоприемника — слушал литературные программы, радиопостановки... Память у Гоши была хорошая. И мама брала его на новогодние праздники, которые устраивались у нее на работе — в ветеринарной лаборатории. Там ребенка ставили на стул, и Гоша, превозмогая стеснение, читал стихи Твардовского, басни Крылова. И принимал первые аплодисменты.

А потом сводный брат Гоши — артист Оренбургского театра — взял его на представление. Мальчик сидел за кулисами и наблюдал волшебство: как рождается спектакль...

И когда однажды на улице он увидел плакат с объявлением, что областной Дом учителя приглашает детей в драмкружок, он не раздумывал ни секунды.

— Ноги меня сами принесли туда, — говорит Мартынюк.
А уже в драмкружке пришла мысль поступать в театральный вуз в Москве.

— Когда я приехал в столицу и пришел в ГИТИС — первым делом вспомнил слова мамы, которая отговаривала меня от поездки: «Столько народу поступает со всей страны — тебе не пробиться». Я увидел толпу абитуриентов и хотел уже бежать на вокзал за билетом. Но потом решил: раз приехал — надо хотя бы попробовать ...

Схватить Михаила ульянова за грудки!

В 1962 году в ГИТИСе ставили спектакль «Проводы белых ночей». Постановку курировал руководитель Московского драматического театра Андрей Александрович Гончаров. Он-то приметил талантливого студента и пригласил Георгия Мартынюка к себе в театр, ставший впоследствии Театром на Малой Бронной. В этом храме искусства Георгий Яковлевич служит почти полвека.

А для кино открыл Мартынюка Владимир Басов. Он задумал снимать фильм «Тишина» по Юрию Бондареву — о судьбах людей, попавших под гнет послевоенных репрессий. На роль главного героя Сергея Вохминцева — сына «врага народа», арестованного по ложному доносу, Басов пригласил молодого актера Виталия Коняева. А его одноклассника Константина Корабельникова предложил сыграть Георгию Мартынюку.

— Когда мы с Коняевым пришли на пробы, Басов попросил сыграть, на мой взгляд, совсем не яркий эпизод, — рассказывает Георгий Яковлевич. — Я даже сказал после: «Мы же ничего не показали?». А он: «Вопрос решен: вы утверждены». Это было такое счастье! Нашими партнерами оказались такие большие артисты, как Лидия Смирнова, Михаил Ульянов... Был один забавный момент: по фильму я должен взять Ульянова за грудки со словами «Как ты живешь, мразь, на земле!» и швырнуть его на землю. Он играл того самого соседа, который донес на отца моего героя. Представляете: швырнуть на землю Ульянова! Я с таким пиететом относился к этому великому актеру. Говорю: «Я не могу!». Тут Михаил Александрович мне помог. Приказал: «Да ты что — ну-ка, швыряй меня!». Пришлось подчиниться...

Смелый по тем временам фильм вызвал большой зрительский ажиотаж.
— Его показывали в кинотеатре «Россия», и лишний билет спрашивали уже в метро, — вспоминает Мартынюк. — А когда мы только закончили съемки, Басов мне говорит: «Фильм выйдет — тебя начнут приглашать на новые роли. Но ты никуда не иди — в следующем фильме снимаешься у меня!». Я согласился.

Мне действительно звонили. Но я стал сниматься у Басова в «Метели» по Пушкину. Этот фильм есть у меня на диске, я его часто смотрю и всегда восхищаюсь: какие красивые съемки! Роль гусарского полковника Бурмина люблю еще и потому, что она совершенно не похожа на предыдущую. А потом Басов пригласил меня в «Щит и меч»... У нас с ним сложились очень теплые отношения...

Приз за женскую роль

Май 1965 года кружил голову. Георгий Мартынюк поехал на знаменитый Каннский фестиваль. И сорвал там аплодисменты.

— Фильм Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой», где я играл зятя «стариков», попал в конкурсную программу Каннского фестиваля. Это простая, но очень трогательная история из жизни российской глубинки. Представлять картину вместе с Григорием Наумовичем отправили меня. А в жюри фестиваля был Константин Симонов. Перед финальной церемонией он нам шепнул, что фильм получит приз журналистов, а Вера Кузнецова, которая играла старуху, — приз за лучшую женскую роль. Чухрай сказал мне: «За Кузнецову ты выйди получать приз!». Я начал отпираться: за женскую роль — это же смешно.

Но слово режиссера — закон. И вот объявляют: «Вера Кузнецова, СССР». Зал аплодирует, Чухрай меня подталкивает, я выхожу на сцену — и в зале раздается хохот! Кинозвезда Кэрол Беккер — в шубе, несмотря на жару — встречает меня, я целую ей ручку... Все было понятно, но народ я повеселил... Теперь шучу, что я — единственный в мире артист-мужчина, который получил приз за женскую роль!

g_martynuk1Под именем Знаменского

Георгий Яковлевич Мартынюк давно не обижается на то, что его в жизни иногда называют Пал Палычем Знаменским. «Второе имя» актер получил в 1971 году — после выхода сериала «Следствие ведут Знатоки». Проницательные и неподкупные сыщики Знаменский, Томин и Кибрит (отсюда и Зна-То-Ки — так эту неразлучную троицу прозвали коллеги) полюбились зрителям. Народ не хотел с ними расставаться, требовал новых и новых серий... И по всей стране улицы городов и сел пустели, когда по телевизору начинало звучать: «Наша служба и опасна, и трудна...».

— На Петровку, 38, я приходил каждый день как на работу — там у меня был свой кабинет. Мы часто наблюдали за работой следователей — на допросах, на обысках, мне самому это было жутко интересно. Был там такой Михаил Петрович Дайнеко — могучий мужик и явно прекрасный следователь. То он ласковый с подозреваемым — и тот уже растаял, то кулаком по столу — и тот выдал все, что знал. Это я видел, когда сидел у него на допросах. И Дайнеко всем говорил: «Это Мартынюк меня играет!». Мы с ним дружили... И туда, на Петровку, на имя Знаменского письма приходили мешками! Были среди них и с просьбами помочь — их я отдавал «коллегам», которые нас опекали. А однажды ко мне в театр пришла женщина с кипой бумаг — сказала, что ее сына несправедливо осудили. Я, конечно, ей объяснил, что я просто артист, но бумаги взял и передал кому следует...

Эта эпопея растянулась на 20 с лишним лет! И все это время актеры Георгий Мартынюк, Леонид Каневский и Эльза Леждей были безумно популярными!

Порой доходило до смешного...

Пал Палыч, выручай!

— Пока мама была жива, я все время ездил отдыхать в родной Оренбург, — рассказывает Георгий Яковлевич. — Однажды меня срочно вызвали на съемки, а в авиакассе не оказалось билетов. Мне пришлось идти к начальнику. Он меня узнал, конечно, вызвал кассира: «Возьмите у него паспорт и выпишите билет!». Я беру билет, иду к самолету. И вижу: у человека, проверяющего мои документы, вдруг округляются глаза... Он протягивает мне билет, а там: «Знаменский Павел Павлович» — и номер моего паспорта. Кассир посмотрела только номер паспорта — фамилию же она знает! Все засмеялись, конечно. Я долго хранил этот билет у себя, потом он куда-то затерялся…

Звездная роль выручала его не раз. Благодаря популярности Пал Палыча Знаменского Мартынюк выбил квартиру себе и своей маме Елизавете Николаевне. Двери любых «крепостей» — от магазинов до кабинетов больших начальников — были открыты для Знатоков.

— Однажды мама приехала ко мне в гости. Мы гуляли с ней по городу, и она решила заглянуть в магазин, а я остался на улице. Долго ждал, наконец решил посмотреть, почему мамы так долго нет. А там стоит огромная очередь, и мама — где-то почти в самом хвосте и уходить не хочет. Я вышел на улицу, а через пару минут идет из магазина мама — с полными сумками. И рассказывает: «Как только ты показался — меня позвали в подсобку и принесли все, что я хотела купить!». А сама чуть не плачет от неловкости. Еле успокоил ее: «Мама, дали — радуйся!»

От ненависти до любви

— Играть на протяжении 20 лет исключительно положительного героя было очень утомительно, — говорит Георгий Яковлевич. — Я Каневскому завидовал: он хотя бы мог шутить, шустрить, а я должен был ходить, как деревянный, читать всем нравоучения. К тому же нас перестали приглашать в кино...

В середине 70-х Мартынюку позвонили с «Мосфильма»: «Басов собирается снимать „Дни Турбиных“ и хочет пригласить вас на роль Шервинского».

— Я так обрадовался! Басов и Чухрай — потрясающие люди, фронтовики, соль земли, что называется. Работать с ними и просто общаться было для меня счастьем. И вдруг звонит сам Басов: «Прости, я должен тебя огорчить. Фильм снимаю по заказу Центрального телевидения, и руководители приказали Пал Палыча не брать. Я ничего не могу сделать»...

В картине вместо Мартынюка сыграл Лановой.

— Я все время хотел уйти из сериала, — говорит Георгий Яковлевич. — Все время ждал: вот сняли еще одну серию — наверное, больше не будет… Но нет — нам в очередной раз говорили: «Зрители требуют продолжения»... А уйти самому было практически невозможно: в те годы это обернулось бы большим скандалом — сериал курировали большие начальники от культуры и милиции... В общем, если честно, в какой-то момент я эту роль возненавидел...

На минуту актер задумывается...
— Но сейчас, с высоты прожитых 70 лет, могу точно сказать: Пал Палыч Знаменский — моя самая звездная роль. Подарок судьбы!

«Вечерний Саранск»