Душа мордовская, язык татарский

18.02.2010 12:19

Для членов жюри республиканской олимпиады по татарскому языку было настоящим открытием, что лучший результат показала девочка с нетипичными для татарочки именем и фамилией.

Саша Катаева, к тому же — ученица 8 класса, а состязалась в группе с девятиклассниками (это самая младшая группа на олимпиаде). И это первое ее выступление на республиканском уровне. Словом, это впечатляющая победа!

Но в Татарской Пишле — родном селе Александры Катаевой — ее успех никого, по большому счету, не удивил.

Музыкальная, начитанная девочка, она хватает «пятерки» не только по родному языку, но и по русскому, и по английскому.

Подруги и учителя порой забывают, что Александра — наполовину мордовка: ее папа, Федор Федорович, родом из соседнего села Палаевка, а мама, Рива Шагиазамовна, здешняя, пишлинская.

Папа тоже говорит по-татарски. Дома Катаевы переходят то с русского на татарский, то с татарского на мордовский.

Не так важно, на каком языке люди говорят, главное, что они понимают друг друга.

Родной язык — с 1 класса

Родной язык в селе Тат. Пишля Рузаевского района Мордовии изучают все школьники, а здесь 176 учеников. С первого класса — по 3 урока родного языка и 2 урока родной литературы каждую неделю. Только спрос с разных учеников — разный.

Пишля — многонациональное село. Сегодня здесь живут и мордва, и татары, и русские, есть и таджикские, и армянские семьи. Все вместе сидят в одном классе. Учитель объясняет им одно и то же. Но дети из татарских семей понимают, конечно, больше. И в конце 9 класса они сдают экзамен, пишут изложение или диктант, после чего отметка по предмету выставляется в аттестат. А у тех, для кого татарский язык не является родным, экзамена нет.

— Наш язык сложный для изучения, — признается Сашина учительница Сания Спартаковна Саляева. — Но мы стараемся не перегружать учеников, спрашивать с них, учитывая возможности каждого. А вообще, на уроки родного языка и литературы дети ходят с удовольствием. Если и бывает какое-то непонимание, то только со стороны родителей, но я всегда стараюсь объяснять: чем больше человек знает о традициях, о культуре народа, который живет рядом, тем он богаче. А кто, если не школа, будет центром сохранения родного языка и культуры? Нужно просто поговорить с мамой, а ребенку и не надо ничего объяснять, он-то с удовольствием ходит на эти уроки.

Заявка на грант

Школа в Тат. Пишле видела много высоких гостей. После недавнего визита представителей Европарламента школа заявила об участии в грантовом конкурсе, представив проект по созданию возле школы сквера памяти прославленного земляка Шарифа Камала.

Директор школы Флора Ахметжановна Шаманова уверена, что сквер появится независимо оттого, получат они грант или нет. Но без гранта на обустройство сквера потребуется чуть больше времени.

Школа давно и успешно сотрудничает с Лениногорским районом Татарстана. Управление образования района помогает Тат. Пишле с учебниками и обучением педагогов.

Колорит национальной школы передают музей, где собраны сведения о великих земляках и полная информация о том, как развивалось село. Здесь же вывешены национальные костюмы, которые шили ученицы на уроках технологии. И в репертуаре школьного ансамбля «Чишмя» («Родник») много любимых народных песен.

Блестящий результат педагога

— Для меня задания на олимпиаде не были сложными, — говорит Саша. — Нужно было ответить на вопросы по тесту и написать сочинение по творчеству Каюма Насыри. С тестами я вообще быстро справилась, а над сочинением пришлось постараться.

В этом году высокий класс на республиканской олимпиаде показали и другие школьники из Тат. Пишли. У Сурии Соколовой — лучший результат по литературе среди учеников 11 классов. У Гульнары Саляевой, Сашиной одноклассницы, — первое место среди 9 классов. А Ильвира Шабаева заняла первое место по татарскому языку среди одиннадцатиклассников.

Что ж, это, безусловно, успех педагога — Сании Спартаковны. И это неудивительно, ведь она одна из немногих учителей в республике, кто имеет специальное образование. После школы Сания училась в Казанском государственном пединституте по специальности «Татарский язык и литература».

А второй учитель родного языка и литературы в этой школе, Чачак Сафиевна Бикмурзина, — ученица Саляевой. Когда-то Сания Спартаковна вела у нее уроки, теперь они работают на равных.

— Мне нравится, когда дети, прочитав какой-то роман или повесть из татарской литературы, начинают размышлять, примерять ситуации к своей жизни, — делится Сания Спартаковна. — Те, кто постарше, 10-11 классы, с удовольствием читают Шарифа Камала, Хади Такташа, Габдуллу Тукая, Каюма Насыри, Аяза Гыйлажева, Туфана Миннуллина, Амирхана Еники. Их произведения полны тонкой восточной мудрости. Писатели говорят о вечных ценностях: уважении к старшим, любви к родине, почитании родителей. А разговор о зависти сегодня очень актуален. Дети видят, что одни живут богато, другие — поскромнее. Нужно учить правильному отношению к чужому богатству.


ЛЮБОПЫТНО

Население Тат. Пишли — поистине многонациональное. В большом селе есть удивительная семья Иванусов. Греческие цыгане, они переехали в Мордовию из Ростовской области.

Трое детей учатся в школе. Зовут их Иден, Мейсон и Джина. Причем в свидетельстве о рождении они записаны как греки.

«Известия Мордовии»