Покупай мордовское!

18.02.2010 09:52

По итогам 2009 года предприятия АПК Мордовии по производству муки, масла, сыров, продуктов из мяса вошли в число лучших производителей ПФО. Отличились многие предприятия. Выпуск консервов вырос по сравнению с 2008 годом на 3 %. Сахара произведено 62 тыс. тонн (на 37 % больше показателя 2008 года). Молокосырзаводы увеличили предложение потребителю на 19 %.

В целом доля пищевых и перерабатывающих предприятий в общем объеме промышленного производства РМ составила за 2009 год 30,6 %, что почти в два раза больше общероссийского показателя (16 %).

Однако не обошлось без горчинки. Пищевики и переработчики хоть и произвели продукции на 17 млрд. рублей, однако в целом это на 1 % меньше, чем было годом ранее. Особенно заметна недоработка в результатах у переработчиков мяса. У них объемы производства продукции упали на 14 %.

Из-за сырья никто не стоял

Без лукавства можно сказать, что мордовские предприятия переработки не испытывали в прошлом году нужды ни в чем. Сырья было даже в избытке. За исключением мяса, которое по причине очень большой потребности в нем промпереработка также и импортирует, не испытывая при этом дефицита в поставщиках. Но и поставки мяса предприятиям переработки, когда в Мордовии заработает на всю мощь программа по увеличению его производства, будут в основном свои. Глава республики Н.И. Меркушкин не раз отмечал, что Мордовия давно поменяла статус потребителя сельхозпродуктов на статус их солидного поставщика на общероссийский стол. Причем потребление молока, мяса, яиц, зерна на территории республики происходит в значительно меньшем объеме, чем их поставка в другие регионы. Не за счет ограничения в сельхозпродуктах жителей самой республики, а по причине все возрастающих объемов их производства. Не будем заглядывать в далекое прошлое, возьмем для иллюстрации 2009 год. Тогда из 136 тыс. тонн цельномолочной продукции, что были произведены в республике, жители Мордовии потребили сами только 36 %, из 9 тыс. тонн сыра натурального — 20 %, 4,5 тыс. тонн масла животного — 61 %. Кстати, масло в 2009 году отгружалось из республики в 17, сыры — в 20, цельномолочная продукция — в 20 регионов.

Республика, несмотря на все отрицательные для нее стороны этого вопроса, сама дотирует производство сельхозпродукции.

Что помешало?

Но что помешало работать переработке лучше? Основной причиной представители отрасли называют падение покупательского спроса, и с этим нельзя не согласиться. Версию подтверждает факт: в 2009 году многие предприятия были вынуждены работать вполсилы, чтобы не затовариться собственной продукцией. Так, мощности по производству колбасных изделий самого известного агрохолдинга из-за этого были загружены только на 61 %, а одного из его мясокомбинатов — на 9%.

Финансовый кризис залез в кошелек каждого, и люди стали экономнее расходовать свои деньги. Но ни один человек не может обойтись без продуктов питания. К сожалению, выбор жители Мордовии далеко не всегда делают в пользу своих товаропроизводителей, хотя он мог бы обернуться для каждого несомненной выгодой. С 1 кг проданной колбасы мордовского производства в бюджет республики перечисляется 5,41 руб. налогов. Мониторинг по Саранску, являющемуся, кстати, самым большим в республике потребителем любых продуктов, показывает, что из всей колбасы, реализованной здесь в 2009 году, доля местного продукта составила 66 %. Зато 22 % из проданного в городе объема у владимирских, 7 % — саратовских, 4 % — микояновских колбас (Москва).

Наше лучше. Но везде ли доступно?

Резонно спросить: «А чем, собственно, продукция варягов лучше?» Не только колбасы, но и молоко, которое в наши супермаркеты и магазины рангом ниже везут, например, даже из Ульяновска, где и свое население могут обеспечить им лишь на 45 %. Самарцы и нижегородцы, также испытывающие огромный дефицит собственных молока и мяса (самообеспеченность ими в этих регионах составляет от 25 до 47 %), тоже не берут лучшим качеством. Мордовское молоко, поступающее на переработку уже охлажденным (чем, кстати, может похвастать редко кто из других регионов), известно своим высоким качеством, которое регулярно подтверждается высокими наградами престижных конкурсов. Жаль только, что оно переработчиками не всегда доводится до дела на месте. Из-за того, что с предприятий переработки продолжают отгружать на сторону молоко-сырье, в прошлом году было потеряно по 6 тыс. рублей с каждой тонны, а в итоге — 81 млн. рублей!

Варягам пока не всегда выгоден, но очень нужен наш рынок сбыта, и они настойчиво на него идут, отвоевывая для себя очередную нишу на перспективу. Начнись обещанное квотирование рынка, они не окажутся без «места под солнцем»! А наши переработчики продолжают сдавать одну завоеванную высоту за другой. Колбасники ушли из Нижнего Новгорода, где один лишь г. Дзержинск потребляет продуктов как половина населения Мордовии. Агрофирма из Чамзинского района тоже покидала ульяновский рынок, но спохватилась и всеми силами пытается вновь войти в реку, в которой была. В Зубово-Полянском районе почти нет мордовских колбас, зато очень широкий выбор рязанских. Сейчас продукцию нашего известного торгового дома берут в республике на реализацию 190 торговых точек (27 % от всего объема продаж). А по районам картина такая: например, в Рузаевском, Ковылкинском, Краснослободском его колбаса продается в 19, в Торбеевском и Большеигнатовском — только в 2 магазинах. Можно до хрипоты спорить, но не бывает свято место пусто! Это подтверждает и директор молочного предприятия из Зубово-Полянского района Александр Кузьмин, который рассказал, как завод выходил на Пензенский рынок: «Начали мы с одной машины, которую стали посылать в соседний райцентр по выходным дням. Пензенцы оценили качество товара, а через три месяца к нам обратились уже и представители торговли с предложением заключить контракт на поставки. Но предупредили сразу: «Товар должен быть таким же качественным!».

Включайтесь в нашу акцию!

Читатель может задать вопрос: почему он должен покупать именно мордовскую продукцию? Спешим успокоить — никто вас не заставит этого делать. Но прежде чем выбрать какой-то товар, задумайтесь. Приобретая продукцию местных товаропроизводителей, вы как бы одним выстрелом поражаете двух зайцев. То есть, получая качественный товар, вы приносите пользу своей республике. Ведь наш товаропроизводитель платит налоги, акцизы в местный бюджет. А это дополнительное оборудование в больницах, новые здания детсадов, школ, да и новые рабочие места. Как видим, все взаимосвязано. Разве это не аргумент в пользу местных товаропроизводителей?

«Известия Мордовии»