Анастасия Светлова: «Театр - это массаж мозга, массаж души»

16.06.2017 10:34

 

Досье «ВС»
Анастасия Светлова, заслуженная артистка России. Окончила актерский факультет Саратовской консерватории, работала в драматических театрах Омска, Самары, Челябинска, Санкт-Петербурга. С 2010 года - актриса Российского государственного академического  театра драмы им. Ф. Волкова. В 2011 году награждена специальной премией «Золотая маска» за титульную роль в спектакле «Екатерина Ивановна» с единственной за всю историю существования «Золотой маски» формулировкой - «За предельность и полноту сценического существования». 
 
Многократный номинант и лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», ведущая актриса побывавшего у нас с гастролями Российского государственного академического театра драмы им. Ф. Волкова из Ярославля Анастасия Светлова ответила на вопросы журналиста «ВС».
- Анастасия, вы работали в театрах Омска, Самары, Санкт-Петербурга, но награды и всероссийское признание пришли к вам в ярославском театре. Вы встретили своего режиссера?
- В ярославский театр меня пригласили на одну роль, роль Екатерины Ивановны в одноименном спектакле по пьесе Леонида Андреева. И предшествовала этому долгая история, связанная с тогдашним директором ярославского театра Борисом Мездричем. С ним меня связала судьба с первого моего прихода в театр. Это было 23 года назад. Он был директором Омского академического театра драмы и пригласил меня и моего однокурсника на работу в Омск. Мы были выпускниками театрального факультета Саратовской государственной консерватории им. Собинова и встретились на театральной бирже в Курске. Отслужив в Омском драматическом театре шесть лет, я уехала в другой город. А Борис Михайлович, по его признанию, продолжал следить за моей творческой судьбой. И когда искали актрису на роль Екатерины Ивановны, он предложил меня режиссеру постановки Евгению Марчелли.
Я в это время работала в маленьком петербургском театре «Наш театр», откуда никого не отпускали, тем более на постановку, на 2-3 месяца. Руководитель коллектива Лев Стукалов (вся труппа состояла из выпускников его курса) человечно подошел к ситуации. Он сказал: «Настя, поезжай, ты актриса большого театра, здесь тебе тесно и нет перспективы». И я уехала, совершенно не представляя, что свяжу дальнейшую жизнь с Ярославлем. Но случилось так, что я влюбилась в театр, влюбилась в людей, с которыми работала, влюбилась в режиссера Марчелли и осталась в Ярославле…
«Екатерину Ивановну» я играла 6 лет, у спектакля прекрасная судьба. Мы много ездили на фестивали, играли в Европе. Побывали с ним в Венгрии, Литве, Азербайджане, Латвии, Израиле. Спектакль резкий, дерзкий, даже агрессивный, отзывы о нем были очень противоречивыми: от восторга до полного неприятия. С ним мы участвовали в фестивале «Золотая маска» 2010 года, и я получила «золотую маску» за эту роль. Далее были еще номинации за роли в спектаклях Евгения Марчелли, в 2015 году - за роль Натальи Петровны в «Месяц в деревне», в 2016 году - за роль Аркадиной в «Чайке». 
«Золотая маска» - это абсолютная рулетка, очень субъективное мнение судей. Через год после моей маски театр получил еще две за спектакль Евгения Марчелли по Чехову «Без названия». Столько масок в одни руки, как говорится, не дают. Тем более что мы провинциальный театр, обычно Москва и Питер все маски забирают.
Нашла ли я своего режиссера? Театр - это моя жизнь. У меня счастливая актерская судьба, я работала с разными режиссерами в разных театрах. Это был интересный опыт, формировался мой вкус, определялись пристрастия. Марчелли - необыкновенно харизматичный, заразительный, солнечный и позитивный художник, творец, режиссёр. Работать с ним всегда удовольствие, это интереснейший поиск чего-то нового, неожиданных поворотов в решении сцен, небанальный подход к пьесе. Репетиции с ним всегда праздник. Мы говорим на одном языке, у нас полное совпадение вкуса и отношения к профессии. 
- В питерский период вы снимались в сериалах «Тайны следствия», «Убойная сила» и других, но большого романа с кино не получилось. Почему? 
- Если бы я обивала пороги всех киностудий и поставила себе цель сделать карьеру в кино, то, наверное, киносудьба случилась бы. Но я к этому никогда особенно не стремилась, и кино помахало мне ручкой. Хотя опыт съемок у меня есть. В 16-серийном телесериале «История зэчки» я снималась в 7 сериях. В Ярославле много снимают кино, и в Москву меня приглашают, но это малоинтересные эпизоды. Последняя, крайняя, как я говорю из суеверия, киноработа - сериал на СТС «Вечный отпуск», где в 14-й серии я играю богатую француженку, любительницу русской поэзии и поэтичных мужчин. 
Я абсолютно театральная актриса. Кино - искусство фрагментарное, там нет процесса, а я очень люблю процесс. Порой в кино даже не обязательно быть актером, нужен яркий, интересный типаж. Есть, конечно, серьезные режиссеры, которые работают исключительно с большими актерами, но в сериалах, где я снималась, мои театральные навыки были не особо нужны. 
Театр - это прямая дорога к человеческой душе. Взаимообмен энергиями между актёром и зрителем. В театре невозможно абсолютное повторение, каждый раз чуть-чуть по-другому. Это своеобразная вибрация, если хотите, массаж мозга, массаж души. Массаж ведь приятен тем, что он контактный, и театр тоже контактный. Мы видим живые глаза, смех, слезы. Театр всегда отображение нашей жизни, со всеми ее плюсами и минусами, трагедиями и фарсами. Спектакль имеет рост, расширение смыслов, наращивание «мышечной массы», внутреннее освобождение актёров и рождение хорошей импровизации. В кино даже при желании невозможно ничего изменить.
Сейчас я не репетирую новых ролей. 28-29 марта этого года я сыграла Кабаниху в «Грозе» Островского. Режиссер Евгений Марчелли поставил этот спектакль в Москве в «Театре наций», в нем заняты известные московские актеры, замечательная команда высоких профессионалов. В роли Екатерины - Юлия Пересильд. Мы играем его два раза в месяц.
- Вы выросли в актерской семье, ваша дочь продолжит актерскую династию?
- На сегодняшний день моя дочь Глафира сдала все ЕГЭ, и мы ждем их результатов. Поначалу она, как все актерские дети, говорила, что будет актрисой. Но в какой-то момент решила, что будет поступать в театральный вуз на продюсерский факультет. И сейчас Глафира готовится к поступлению во МХАТ, тоже собирается связать свою жизнь с театром.
Я представитель длинной актерской династии. Мои родители, бабушки, дедушки служили и служат в Краснодарском драматическом театре. Мама - Ольга Светлова - заслуженная артистка России, папа - Андрей Светлов - заслуженный артист России, бабушка - Идея Макаревич - народная артистка России, дедушка Николай Васильевич Морщаков - заслуженный артист России, другая бабушка - Надежда Светлова - артистка балета, заслуженный деятель искусств России, дедушка Борис Михайлович Светлов - заслуженный артист России. И так далее... 6 поколений актёров драматического театра, цирка, балета... Папина ветвь тянется из Севастополя, из театра имени Луначарского, мамина - из Владивостока. Все они известны в своих городах, уважаемые люди, высокие профессионалы своего ремесла. Так что актерство во мне заложено генетически. Я горжусь, что являюсь продолжателем такой актерской династии. Родители, безусловно, радуются моим успехам, моим наградам, моему званию заслуженной артистки России, которое я получила год назад. 
- Консерваторское образование пригодилось?
- Да, я поющая актриса. В моей творческой судьбе были мюзиклы. На сцене самарского театра я исполняла главные роли в «Звуках музыки», пела Марию и «Вестсайдской истории», пела Аниту. В спектакле «Зеленая зона» мы тоже немного поем. У нас в Ярославле поющая труппа. Недавно молодой, замечательный московский режиссёр Глеб Черепанов выпустил мюзикл «Опера нищих», я играю Миссис Пичем. 
- Гастроли помогают лучше узнать свою страну?
- Да. Нас много возила «Золотая маска», мы часто выезжаем на гастроли с театром. Я не лягушка-путешественница, но мне интересно бывать в разных городах. В Магадане, например, я вряд ли побывала бы по собственному желанию. Я в совершенном восторге от Саранска, где тоже впервые. Это изумительный город, чистый, уютный, в котором очень приятно находиться. Вчера вечером наслаждались красотой вашего поющего фонтана. Публика всегда разная. Поэтому каждая новая встреча с новым залом дарит новые впечатления. В каждом городе, каждом театре все иначе: другой свет, звук, воздух, сцена. По количеству мест наши театры совпадают, но акустика музыкального театра, как мы поняли, лучше, поэтому сомнений нет, что мы прозвучим как надо!
Галина БАЛАШОВА

 

 

                       

 

 


 

«Вечерний Саранск»